Прическа фонтанж: Легендарные прически: Трактат против роскошных причесок

Фонтанж (Fontange)

Точно известно время распространения фонтанжа в европейской моде — между 1680 и 1713 годами. Его создательницей считают фаворитку Людовика XIV — мадемуазель де Фонтанж (Анжелика де Руссиль-Фонтанж).

«Как-то раз, во время охоты, — рассказывает Дредю Радье, — мадемуазель де Фонтанж появилась в амазонке, украшенной кружевами, и элегантность ее костюма так выгодно подчеркивала изящество фигуры, что глаз нельзя было оторвать от этой изумительной красавицы.

Несколько перьев, венчавших капризно уложенные волосы, оттеняли яркий цвет лица и тонкость черт.

Когда ближе к вечеру поднялся небольшой ветер, она сняла капор и завязала голову лентой, так что бант оказался па лбу. Эта прическа, обязанная своим появлением скорее случаю, нежели кокетству, чрезвычайно понравилась королю, и он попросил мадемуазель де Фонтанж не менять ее.

На следующий день все дамы украсили голову лентой, и эта случайная мода стала господствующей: двору принялась подражать столица, за Парижем последовала провинция, и вскоре эта прическа, получившая название Фонтанж, проникла в сопредельные страны…».

Постепенно прическа из мягкой и низкой превратилась в высокую башню – ленты и кружева для прически крахмалили и декорировали, волосы собирались со лба назад и из них воздвигалось целое сооружение; всякая прядь этой прически имела свое особое название в лексиконе парикмахеров того времени.

Существовало более 100 видов «фонтанжа».

Прическа а-ля Фонтанж- комбинация туго завитых локонов, уложенных на голове горизонтальными рядами поэтажно высоко надо лбом. На лбу завивались локоны-штопоры, а на грудь спускался один или несколько змеевидных локонов. Волосы смазывались — в целях стойкости и красоты прически, а также отбивания неприятного запаха из-за долгого ношения прически и редкого мытья — белком, растопленным бараньим жиром, всевозможными ароматическими помадами и маслами.

«Женщины одеваються так, чтобы остаться голыми, и надевают фонтанж, чтобы их лучше было видно», – говорится в одном морализирующем сочинении тех лет. Размеры фонтанжа были чудовищны: в Вене, говорят, он достигал 1,3 метра! Чаще высота прически составляла 50-60 см.

На одну прическу уходило по несколько сот шпилек различной длины, фунты помады и пудры, десятки перьев и пестрых лент, флаконы лавандовой воды.

Герцог Сен-Симон Луи де Рувруа в своих мемуарах высмеял очередное увлечение дам как безумие, охватившее все слои женского населения.

Он характеризовал прическу как высокое многоэтажное каркасное сооружение из волос, проволоки, массы лент, кружев. Своей высотойприческа нарушала пропорции фигуры, увеличивая рост, — лицо находилось практически в середине.

Со временем размеры этой прически уменьшились. Она стала ниже и компактнее, получив название «а-ля комод» — «удобная».

Часто путают прическу «фонтанж» с чепчиком того же названия. В прическе волосы завивались в мелкие локоны и укладывались на туго накрахмаленные кружева (кружево собирали в виде трубок органа, украшая по краям шелковыми лентами или бантами) или плотно накрученные локоны укладывались поэтажно.

Фантазия модисток в расположении рюшей, полосок газа, кружев и изобретательность парикмахеров в прикреплении к остову прически завитых локонов способствовали появлению более сотни вариантов прически «фонтанж», со всевозможными курьезными названиями, которые в большинстве случаев абсолютно не соответствовали ни форме, ни названию.

Каждый ярус прически назывался по-разному: «капуста», «улыбка», «отшельник».

Постепенно все прически, перегруженные украшениями, превратились в головные уборы.

Это дало возможность иногда использовать накладные пряди, заранее пришиваемые к чепцам, наколкам, токам. Носили самые разнообразные варианты, но силуэт оставался неизменным — локоны в виде завитой бахромы над ушами, остальные волосы собраны в тугие пучки наподобие «баранок» или «корзинок».

В 1713 году, на торжественном приёме в Версале английская подданная, герцогиня Шрусбери -жена английского посланника в Париже, — предстала перед Людовиком XIV без фонтанжа, с гладко зачесанными волосами. Судьба фонтанжа была решена. В моду тут же вошла маленькая, гладкая причёска с рядами ниспадающих на плечи локонов.

В какую эпоху женские причёски были особенно грандиозными? | Красота и здоровье

Заключалась она в том, что большую часть волос подбирали со лба и шеи и завязывали на затылке в пучок. Свободными оставались лишь пряди по бокам, которые завивали в локоны и пышно взбивали у висков. Иногда лоб оставляли свободным, а иногда его прикрывала чёлка, напоминающая мелкую стружку.

Особенно быстро виды причёсок начинают меняться при следующем Людовике — Четырнадцатом. Именно его вкусы и пристрастия определяли как мужскую, так и женскую моду.

Множество модных «укладок» того времени носило имена их изобретательниц — прежде всего, фавориток короля и других придворных дам. Например, маркиза Севинье дала своё имя причёске, где завитые длинные букли собирались у ушей в пучки и перевязывались лентой, после чего свободно ниспадали на плечи.

Надо отметить, что именно в период правления Людовика XIV оформляется каста профессиональных парикмахеров, которые занимались исключительно созданием сложных причёсок — т.н. «куафюр».

Так в 1671 году хозяйка парикмахерского салона мадемуазель Мартен ввела в моду очередную причёску, которая поначалу вызвала раздражение у другой законодательницы мод — уже упомянутой Севинье.

В своих письмах к дочери маркиза писала: «Госпожа герцогиня де Невер появилась с совершенно смехотворной прической… Мартен решила создать новую куафюру и — остригла ей волосы накоротко! Она обкорнала герцогиню и накрутила ей волосы на бумажные папильотки, так что ей пришлось страдать и мучиться целую ночь.

Ее голова похожа на маленький круглый кочан капусты. Мой бог, это самое смешное зрелище, какое только можно представить. Эти растрепанные (Hurluberlu) головы чрезвычайно меня забавляют».

Действительно, по тем временам причёска казалась революционной. Во-первых, она казалась слишком короткой, во-вторых, не предполагала наличия украшений или головных уборов. Язвительное прозвище «юрлю-берлю» («растрёпа») хотя и закрепилось за причёской с лёгкой руки Севинье, но вовсе не сказалось на её популярности. А спустя месяц маркиза радикально поменяла своё мнение и уже сама советовала дочери сделать ту самую «смехотворную растрёпу».

Правда, новшество мадам Мартен мне кажется весьма спорным. За 5 лет до этого похожее облако мелких кудряшек (с двумя длинными спиральными локонами, спущенными на плечи) можно увидеть на голове бывшей фаворитки Людовика — Марии Манчини (правда, к тому времени она вышла замуж и уехала в Лотарингию).

В 1680-х годах писком моды стала ещё более причудливая причёска — «фонтанж» (или «ля фонтань»). Правда, мадемуазель Анжелика де Фонтанж, изобрела её совершенно случайно — во время королевской охоты, когда её волосы сильно растрепались.

Дредю Радье:
«Когда ближе к вечеру поднялся небольшой ветер, она сняла капор и завязала голову лентой, так что бант оказался на лбу. Эта прическа чрезвычайно понравилась королю, и он попросил мадемуазель де Фонтанж не менять ее.

На следующий день все дамы украсили голову лентой, и эта случайная мода стала господствующей: двору принялась подражать столица, за Парижем последовала провинция, и вскоре эта прическа, получившая название Фонтанж, проникла в сопредельные страны…».

Тот фонтанж, который интуитивно сотворила на голове охотница, со временем сильно изменился. Вместо низкой и мягкой причёски на голове стали сооружать настоящие архитектурные башни. Для удержания такой причёски использовали проволочный каркас, на который туго завитые локоны укладывали горизонтальными рядами. В результате высота фонтанжа доходила от 50 сантиметров до 1 метра! Причёска украшалась накрахмаленным кружевным чепцом, а также перьями и лентами. Для прочности «постройку» дополнительно смазывали яичным белком.

Но вкусы монарха были переменчивы. Как-то раз в 1713 году на приёме в Версале уже старенький Людовик XIV увидел английскую герцогиню Шрусбери, волосы которой были гладко и аккуратно зачёсаны назад и скреплены на затылке в небольшой узел. Ему так понравилась эта скромная причёска, что он тут же ввёл её в моду, а фонтанж ушёл в прошлое.

Начало эпохи рококо прошло под знаменем этих изящных, слегка припудренных причёсок, узел которых украшали лентами, пучками перьев, кружевной наколкой или букетиками цветов. Кстати, мужские причёски в ту эпоху не сильно отличались от женских. Подобные маленькие причёски и мода на пасторальность (идиллическую эстетику лугов, пастухов и овечек) сделали популярными широкополые соломенные шляпки, завязанные под подбородком.

Однако в середине XVIII века копна волос на голове вновь стала расти. Считается, что начало новой тенденции положила любимая фаворитка Людовика XV — мадам Помпадур. Мол, именно она стала делать высокую укладку, образующую надо лбом валик (этот стиль возродится ещё не раз, а в 1950-х годах проникнет даже в мужскую моду рокабилльщиков с их коками на макушке).

Своего апогея новая тенденция достигла в 1770-х годах при непосредственном участии супруги Людовика XVI Марии Антуанетты и её личного куафёра (парикмахера) — Леонара Боляра. Новые яйцевидные причёски (т.н. «пуфы») с завитками по бокам превзошли своей высотой и эксцентричностью даже фонтанж. Их высота достигала 1,3 метра, поэтому в каретах стали делать откидной верх, а Леонар Боляр даже изобрёл складной механизм, помогающий уменьшать причёску при посадке в карету.

Неудивительно, что, создавая это великолепие, парикмахеры частенько пользовались лестницей. Сначала волосы расчёсывали, потом на голову ставили каркас, крепили к нему пряди и обильно пудрили (иногда капризы модниц вызывали в стране недостаток муки — основной пудры того времени).

Но и это было ещё не всё. Обычных украшений дамам того времени было уже недостаточно, и они сооружали на голове целые архитектурные сооружения, ветряные мельницы, клетки с птичками, мини-сады и натюрморты с овощами и фруктами. Поводом для изобретения новой причёски могло послужить любое событие.

Стоило над Европой 1773 года пролететь комете, как парики тут же украсились длинными хвостами из хлопчатобумажного газа. А когда в 1778 году французский фрегат «Belle Poule» одержал победу в морском сражении с англичанами, в моду на несколько недель вошла причёска «а-ля белль пуль» с парусниками на макушке.

Были и причёски с глубоко личным содержанием. Например, когда герцогиня Шартрская впервые вышла в свет после родов, на её макушке красовалась статуэтка матери с младенцем, а по бокам были прикреплены игрушечный попугай и фигурка арапчонка (у герцогини действительно был любимый попугай и чернокожий паж). Плюс ко всему в причёску были вплетены пряди волос, которые пожертвовали любимый муж и свекор.

Однако большинство модных причёсок придумывала сама королева на пару со своим парикмахером. Так, Марии Антуанетте принадлежит мода на причёску «гора» с водопадами из серебряного шёлка и эмалевыми льдинками.

Некоторые куафюры было не только сложно сделать, но и крайне трудно носить.

Из мемуаров французской придворной дамы:
«Хотела я впервые попробовать прическу, очень неудобную, но тогда очень модную: несколько плоских бутылочек, округленных и приспособленных к форме головы, в которые наливается немного воды и вставляются живые цветы на стеблях. Не всегда это удавалось, но если удавалось, то выглядело очень красиво. Весна на голове среди белоснежной пудры производила чарующее впечатление».

Сооружались все эти помпезные причёски долго, поэтому, чтобы их не испортить, дамы спали, подложив под шею несколько подушек (т.е. голова находилась практически вертикально). При выходе на улицу на голову надевался внушительный капот, призванный защитить куафюру от пыли, ветра и дождя. Мыли волосы крайне редко, поэтому неудивительно, что они просто кишели паразитами. Но так как чесаться рукой было неприлично (да иногда и невозможно), дамы носили с собой специальные трости для почёсывания головы, изнывающей под тяжестью блохастого парика.

Далеко не везде французские причёски вызывали восторг. Англичане, завидев на улице даму с такой шевелюрой, смеялись и показывали пальцев. Ну, а для карикатуристов гигантские парики были постоянной мишенью шуток.

Правда, в конце XVIII века причёски стали более низкими и не столь вызывающими, а вскоре и вовсе сошли с арены истории вместе с головами аристократии, отсечёнными революционной гильотиной.

Продолжение следует…

Теги: прическа, волосы, красота, история, рококо

Фонтанж | Encyclopedia.com

гейл

просмотров обновлено

В 1680 году купель стала самой модной женской прической и оставалась популярной до начала восемнадцатого века. Стиль был создан герцогиней де Фонтанж, любовницей французского короля Людовика XIV (1638–1715), когда прическа, которую она носила в то время, была испорчена во время охоты. Она торопливо собрала завитые волосы на макушке лентой от наряда. Стиль очаровал короля, и другие женщины начали копировать стиль. Сначала стиль состоял из небольшой копны завитых волос с лентами и бантами прямо надо лбом. Со временем родничок превратился в высокую башню из завитков, уложенных на проволочное основание, иногда с накладными завитками. Этот стиль так часто носили с накрахмаленной льняной оборкой спереди, что льняную шапочку также стали называть фонтаном. К концу века эти льняные шапки были накрахмалены и связаны проволокой, чтобы получились очень высокие головные уборы.

Высота шрифта связана с общей тенденцией семнадцатого века в моде подчеркивать вертикальную линию. По мере того, как фонтан становился выше, женщинам было очень трудно закрепить его на голове. Потом, когда окончательно закрепили, фонтанчик часто соскальзывал то в одну, то в другую сторону. Женщины находили нестабильность родничка настолько Разочаровывает то, что многие начали предлагать приплюснуть головы новорожденных девочек, чтобы лучше удерживать родничок в более позднем возрасте. Никаких свидетельств того, что кто-то действительно это делал, не существует, и этот стиль вышел из моды в начале восемнадцатого века.

Корсон, Ричард. Мода на прически: первые пять тысяч лет. Лондон, Англия: Питер Оуэн, 2001.

Пейн, Бланш, Гейтель Винакор и Джейн Фаррелл-Бек. История костюма. 2-е изд. New York: HarperCollins, 1992.

Мода, костюм и культура: одежда, головные уборы, украшения для тела и обувь на протяжении веков

Еще из encyclopedia.com Конец 1940-х и 1950-е годы были временем в истории моды, когда многие люди были озабочены тем, чтобы правильно одеваться и как они… Сапоги , Сапоги Современное определение термина «сапоги» расплывчато; обувь, закрывающая всю стопу и голень. Считается, что это разв… Парики , Парики Парики — это искусственные волосы, либо хитро скрывающие лысину, либо сами по себе явно являющиеся модными предметами.
Еврейский шейт… Помпадур , Помпадур, сложная прическа, в которой длинные волосы собраны в высокие кудри или плавные волны на макушке, был п… Живот , Корсет был неотъемлемой частью женского платья, примерно с 1570 по 1770 год. В своей самой простой форме это была длинная V-образная или U-образная панель, которая украшала… Палисады. Одной из основных тенденций конца шестнадцатого века было то, что женщины обнажали больше своих волос и носили больше. сложные прически. Заимствование для…

Об этой статье

Обновлено О Содержимом encyclopedia.com Распечатать статью

Вам также может понравиться
БЛИЖАЙШИЕ ТЕРМИНЫ

Fontanelli, Alfonso

Фонтанелла, Джон Дж. 1945-

Родничок, Беатрис

Фонтане ди Рома

Фонтана, Винсент Дж. 1923–2005

Фонтана, Том 1951–

Фонтана, Лусио (1899–1968)

Фонтана, достопочтенный. Джозеф Франк (Северный центр Лондона) Министр труда и жилищного строительства

Фонтана, Джованни Баттиста

Фонтана, Джованна (1915–2004)

Фонтана, Джакомо

Фонтана, Феличе

Сестры Фонтана

Плотина Фонтана 900 03

fontal

Фонтен, Мария-Луиза-Шарлотта де Пелар де Живри , графиня де (1660–1730)

Фонтенбло, договор (1807 г. )

Фонтен, Пьер-Франсуа-Леонар

Фонтен, Пьер Франсуа Леонар

Фонтен, мадемуазель де ла (16 55–1738)

Фонтейн, Лилиан (1886–1975)

Фонтейн, Джоан (1917–)

Фонтейн, Джоан

Фонтейн, Фрэнк

Фонтейн, Кэрол Р. ine)

Фонтанж

Фонтанж, герцогиня де (1661–1681)

Фонтанж, Франсуа, виконт де

Фонтан, Линн (1887–1983)

Университет Фонтбон

Университет Фонтбон: Программы дистанционного обучения

Шрифт Боннский университет: повествовательное описание

Университет Фонтбонна: Табличные данные

Фонтбон, Святой Иоанн, Мать

Фонте Авельяна, Монастырь

Фонте, Модерата (1555–1592)

Фонте, Педро Хосе

Фонтеи , Николо

Фонтенэ, Шарль Л.( ouis)

Fontenay, Charles L. 1917–

Fontenelle (Saint-Wandrille), Abbey of

Fontenelle, Bernard Le Bouyer (или Bovier) De

Fontenelle, Bernard le Bovier de

9000 2 Фонтенель, Бернар Ле Бовье де (1657–1757)

Фонтенет, Шарль

Фонтенот, Мэри Элис

Фонтенуа

Фонтенуа, Битва при

Фонтенет, Мод 1977-

Фонтерра Кооператив Групп Лтд.

Фонтес, Жюстин

Ла Фонтанж – Вечеринка как 1660

При дворе Короля-Солнце было немало популярных причесок. В его юности для дам все было связано с кудрями и локонами, но позже была одна особенная прическа, которая доминировала при дворе Людовика XIV и охватила весь мир.

 

Мари-Анжелик де Скорайль де Руссиль, герцогиня Фонтанж

Легенда гласит, что эта прическа является результатом несчастного случая на охоте. Луи любил охотиться за своими любовными интересами. На самом деле, ему очень нравилось, если они разделяли его любовь к охоте. Однажды он отправился в погоню с Мари-Анжеликой де Скоррайль, не самой умной дамой при дворе, но очень обаятельной и красивой. Существуют разные версии того, как это произошло: по одной мадемуазель де Скоррайль потеряла шляпу, по другой ветка застряла в ее волосах, по третьей ветреный день привел ее волосы в беспорядке. Так или иначе, мадемуазель де Скоррайль смущалась предстать перед королем с такими растрепанными волосами и попыталась поправить их с помощью ленты.

Людовик XIV нашел, что результат этого исправления выглядит довольно ошеломляюще, и попросил мадемуазель де Скоррайль, чьи волосы теперь были собраны в кучу с намеком на вьющуюся челку, носить ее так до конца дня. Вернувшись с охоты, мадемуазель де Скоррайль сменила свою охотничью одежду на более придворную, но, как ее и просили, оставила волосы без изменений. В тот день она заслужила немало раздраженных взглядов и сморщенных носов, когда проносилась по коридорам и салонам… но как только другие дамы услышали, что эта странная прическа понравилась королю… ну, легенда также гласит, что почти все они причесались, как мадемуазель де Скоррайль на следующий день.

То, что начиналось как исправление ленты, вскоре стало довольно сложным делом. Как всегда, дамы стремились превзойти друг друга, укладывая волосы все выше и выше… кроме мадам де Монтеспан. Она не поддалась фургону, потому что считала все это довольно глупым. (Я не могу ее винить.)

Две молодые дамы в Fontanges

Дамы начали добавлять больше лент и кружев к своим волосам и поддерживать эту прическу в стиле органной трубы, так называемый комод был добавлен так называемый монте-ла-о . По сути, это был проволочный каркас с марлей, который был прикреплен к настоящим волосам, которые затем были уложены вокруг монте-ла-о . И если это было еще недостаточно сложно, дамы разработали и назвали разные более или менее художественные способы укладки волос вокруг этого каркаса. Был bois стиль , , что означало, что волосы были уложены близко к изножью monte-là-haut в щетинистой манере. Имя костыли были даны стилю, в котором носили небольшие пучки на лбу, кудри, расположенные на щеках, назывались фаворитами , локоны, расположенные на затылке, назывались crevecœurs .

Вскоре этот фасон стали носить не только дамы при дворе Людовика XIV, но и дамы по всей Европе. В то время как это было модной вещью для модных женщин, многие мужчины начали выражать свое неудовольствие. К тому времени, когда Людовик XIV начал морщить нос от кучи волос, кружев, лент и проволоки, было уже слишком поздно. Даже великий Король-Солнце больше не мог остановить Фонтанж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *