Прически Древнего Рима – фото и история
Пришел, увидел, победил.
Юлий Цезарь
Историческая справка
Лучше всего рассказать о Древнем Риме получилось у … Джорджа Лукаса в «Звездных войнах». В знаменитой саге передана не только вся суть событий, происходивших в римской истории, но и сама величественность нарядов и интерьеров, пускай и все они, как и сама история, были видоизменены до неузнаваемости и перенесены прочь от Земли.
Римские легионеры
Сначала Республика – сенат, демократия, свобода, затем Империя и безграничное стремление завоевать весь окружающий мир. Легионеры, марширующие нога к ноге. Императоры, их жены и придворные, утопающие в роскоши. Рим сразили варвары – дикие, как считали римляне, отстающие от них в развитии европейские народы.
Под натиском варваров Рим пал. И было это в 476 году. Именно с 476 года все Империи мечтали стать Римом. «Москва-третий Рим». Вашингтон с его архитектурой и даже самим названием правительственных органов – сенат. Германия времен правления Гитлера – «третий рейх». «Первый рейх» — Священная Римская империя, существовавшая в Средние века и, как считалось, являющаяся возрождением Римской империи. Все хотят воскресить Империю. Все хотят завоевать мир. Но бойтесь варваров — говорили мудрецы.
Юлий Цезарь. Его роль исполняет Ален Делон. Фильм «Астерикс на Олимпийских играх».
Культура Древнего Рима произросла из культуры Древней Греции. Как и у всех завоевателей, у римлян не хватало времени на культуру. Когда римляне завоевали Элладу и назвали ее Грецией, их культура была весьма небогата. Именно у греков римляне позаимствовали пантеон богов, предварительно переименовав их. Так, Зевс стал Юпитером, а Афродита Венерой.
Именно у греков римляне позаимствовали форму храмов – прямоугольные с колоннами и скульптур – обнаженные из белого мрамора. Но со временем, на основе позаимствованной греческой культуры, возникла и своя, римская. Древние римляне первыми начали возводить арки благодаря тому, что ими был изобретен бетон, построили они и купол – купол храма всех богов Пантеона.
А еще именно римляне начали создавать скульптуры своих правителей и полководцев, а также их жен. Портретные скульптуры римлян, скульптуры исторических деятелей, даже оттеснили на второй план статуи богов. Стали римляне и прекрасными градостроителями. Все во славу Империи. Включая и первую конную статую императора Марка Аврелия. Именно от римлян пошла мода сажать императоров на коней. Вспомните, хотя бы Петербург и Петра I работы Фальконе.
Бюст Гая Юлия Цезаря
Здесь типичная короткая римская мужская стрижка
В прическах римляне также взяли за основу греческие образы, однако со временем видоизменили их.
Камея, изображающая Мессалину с детьми, Британником и Октавией
Каркасная прическа
Прически периода Республики были скромными. В период Империи прически, особенно женские, усложняются и вырастают в высоту. В женской моде появляются каркасные прически. В Древнем Риме, в отличие от Греции, женщины вели весьма активный образ жизни, иногда управляя целой империей, стоя за спиной мужа или сына, и им было где и перед кем покрасоваться.
В период Республики римлянки носили простые прически, чем-то напоминающие прическу «греческий узел». Так, они могли носить прическу, состоящую из длинных волос, разделенных на прямой пробор и сзади собранных в объемный пучок. Могли носить и прическу «нодус» — так назывался валик из волос, который делался надо лбом. Сзади волосы собирались в пучок.
Императрица Ливия Друзилла — жена Октавиана Августа
Здесь можно увидеть прическу нодус.
В период Империи римлянки будут носить два варианта причесок – с различными плетениям из кос, уложенными в несколько ярусов, или же с завивкой, но на каркасе. В качестве каркаса чаще всего использовалась медная проволока.
Так, существовала прическа «тутулус» — каркасная. Волосы завивались, приподнимались надо лбом и крепились на раму. Дополнением к такой прическе могла служить конусообразная шапочка.
Поппея Сабина
Законодателями моды на прически чаще всего являлись императрицы – для женщин и императоры – для мужчин.
Так, известна прическа императрицы Агриппины Младшей (жены императора Клавдия и матери Нерона). Она носила прическу с легкой челкой на лбу и с двумя объемными полушариями, состоящими из параллельных полос завитых локонов. По обе стороны шеи спускалось несколько змеевидных локонов.
Агриппина Младшая
Мода на прически менялась быстро. Сами же прически знатные римлянки меняли по несколько раз в день. Как писал один из римских поэтов, легче сосчитать желуди ветвистого дуба, чем прически римлянок.
Выполняли прически рабы-парикмахеры, которых называли тонсорес и кипасис.
Императрица Фаустина Старшая.
Прическа с косами.
Стацилия Мессалина. Жена Нерона.
Каркасная прическа.
Мужские прически также были позаимствованы у греков. Это были стрижки, но более короткие. Так, в период Республики римляне носили волосы, подстриженные до мочки уха, и с челкой до середины лба, слегка завитые. Бороды римлян были короче греческих. В период Империи бороды римляне практически носить не будут. В период же Республики с выбритыми лицами чаще всего ходили лишь молодые люди.
В период Империи римляне в прическах будут подражать своим императорам. Так, к примеру, при Октавиане Августе на некоторый срок из моды выйдет завивка и волосы будут носить прямыми, следуя исконно римской, италийской, а не греческой традиции.
Император Тиберий.
В моду войдут и S-образные челки. А среди легионеров будет очень популярна короткая стрижка «ежик».
Были известны римлянам и парики. Но чаще всего пожилые римляне маскировали свою плешивость при помощи накладных волос.
Бюст Нерона
Прическа с завивкой
Одежда римлян была такой же скромной как и греческая. Однако куски ткани, обматывающиеся вокруг тела, римляне стали сшивать. Так, к примеру, нижняя одежда – туника, сшивалась на плечах. Также римляне — всадники, начали носить и штаны, позаимствованные ими у галлов. Особой любовью у римлян пользовался пурпурный цвет, в отличие от греков, которые предпочитали белый. Пурпурный цвет считался цветом власти и тоги (верхняя одежда) такого цвета могли носить лишь императоры и полководцы.
Статуя Августа
Косметику и украшения римляне в период Республики использовали умеренно. А вот в период Империя чрезмерная роскошь была делом вполне обыденным. В этот период косметику использовали как женщины, так и мужчины. К примеру, знатные римляне, сенаторы, полководцы обильно румянили щеки, подкрашивали брови и глаза, а также обсыпали пудрой свои волосы или парики во время пиров.
Фото причесок в римском стиле
Вероника Д.
Древний Рим. Прически, украшения, косметика
Содержание
- 1 Мода Древнего Рима
- 2 Прически
- 3 Головные уборы
- 4 Украшения
- 5 Косметика
- 6 Related Posts:
Мода Древнего Рима
Рим развивался под сильным греческим влиянием и многое перенял у греков. Однако же римляне были куда более рациональны и суровы, чем их беззаботные соседи и следовательно не занимались слепым копированием, а предпочитали «подстраивать» полученные знания под себя, создав в конечном счете культуру поверхностно похожую на греческую, однако же сильно отличающуюся от неё в сути.
Римляне так же как и греки были очень щепетильны по отношению к своему внешнему виду, поэтому очень внимательно следили за прическами. Изначально они были довольно просты, но вскоре римляне переняли у греков основные силуэты, несколько «подогнав» их под себя.
Прически
Форма и украшение прически часто зависели от достатка, положения в обществе. В целом же формы причесок были одинаковы для всех слоев населения.
Самой характерной была прическа с густой челкой, закрывавшей весь лоб до бровей или до середины лба. Вся масса волос подстригалась до мочки уха и легко подвивалась.
На скульптурных портретах периода Республики мы не видим вычурных или сложных причесок, как раз напротив — мужчины хорошо подстрижены, многие — довольно коротко.
Молодые римляне чисто выбривали лица, в зрелом возрасте начинали носить бороды, но они были значительно меньших размеров, чем у греков и тем более ассирийцев.
Во времена Римской империи мужские прически стали более разнообразными. Они утеряли отпечаток аскетизма и суровости, приобретя некоторые черты вычурности и изнеженности.
Римские граждане носили прически с челками, с завитыми прядями. Богатые патриции подражали прическам своих императоров.
После долгих лет подражания во внешнем облике древним грекам, римляне сумели создать свой стиль и возвести мастерство парикмахера в ранг искусства. Рабов- парикмахеров Древнего Рима называли тонсорес и кипасис.
Римские женщины носили прическу, которая состояла из завивки волнами и кос, уложенных поверх нее с затылка до лба.
Делали высокие, сложные прически, в которых сочетались разного вида локоны, расположенные ярусами. При этом на затылке или низко на шее из тонких косичек делали плоский пучок, укладывали его в виде корзинки или ракушки, завитка.
В период империи популярна была прическа тутулус, ее носили знатные патрицианки. Волосы завивались, приподнимались надо лбом, крепились на раму. Дополнением этой прически были конусообразные шапочки.
Для невест была особая прическа: шесть уложенных вокруг головы кос, которые перевивались красной лентой. Поверх прически прикрепляли обычно желтую фату или же яркий красный платок четырехугольной формы. С боков и сзади платок спадал мягкими складками, оставляя лицо открытым.
На торжествах прически украшали жемчугом — римляне ценили его дороже всех камней. Так как римским матронам казалось, что черный цвет волос грубит, то стали применять осветлители.
Распространился обычай носить светлые парики, а наиболее экстравагантные аристократки осмеливались носить даже цветные!
Парики рыжего цвета носили в основном куртизанки, танцовщицы. Окрашивание волос требовало особых щелочных составов и специальных знаний, поэтому рабыни-ортотрикс выполняли эту работу в несколько этапов.
Специальная каламистра мыла, просушивала волосы, навивала на щипцы. Другая, псекас, смазывала волосы помадой, а третья, кипасис, укладывала их в определенную форму.
Головные уборы
В Древнем Риме, как и в Древней Греции, голову покрывали очень редко.
Аристократы носили шляпы и шапки, по форме заимствованные у греков. Делались они из фетра, соломы, кожи, плетеных волокон растений. Служители культа полностью покрывали головы. Головные повязки сочетались с венками из листьев, цветов, веток.
Воины носили шлемы разнообразной формы, сделанные в большинстве из кожи или металла, закрывающие щеки и переносицу. Верхняя часть шлема украшалась гребнем, хвостами из шерсти животных, металлическими пластинами.
Шлемы полководцев и знатных патрициев изготовлялись из драгоценных металлов, инкрустировались эмалями, чеканкой.
Римляне заимствовали у греков традицию украшать головы во время торжеств и пиров венками, но надевать их имели право не все граждане — ими увенчивали головы победителей-триумфаторов.
Для изготовления венков использовались не только натуральные растения, но и искусственные цветы — из шелка, металлических пластин,— сильно надушенные ароматическими веществами.
Ценились красиво сплетенные венки. Большое значение имели сорт и цвет растений в венке.
Так, листья дуба, лавра, мирта символизировали гражданственность, силу и власть.
Головными уборами женщин были ленты, покрывала, в торжественных случаях — небольшие диадемы из дорогих металлов, инкрустированных перламутром, пластинами и розетками из камней.
При выходе на улицу на прическу накидывали покрывало или вуаль. На ночь для сохранения прически надевали сетки, сплетенные из тонких золотых или серебряных нитей, мешки из тонких сортов льна, шарфы из легкого шелка.
Украшения
Во времена Римской республики к украшениям относились сдержанно (снова вспомним о греках). Использовали только необходимые застежки, пряжки, булавки.
Суровые нравы Республики запрещали излишества, поэтому серьги и кольца надевали крайне редко.
Во времена Римской империи огромный приток военной добычи способствовал разложению нравов, тяготению к показной роскоши. Часто украшения являлись признаком сословной принадлежности.
Так лента — витта (поддерживала прическу и заодно служила украшением) была знаком хозяйки дома — матроны, гетеры не имели права носить ее. Украшением кос были тонкие сетки.
Женские головные булавки, гребни, шпильки стали настоящими произведениями искусства. Они делались из золота, серебра, на концах украшались фигурками зверей, людей, скульптурными группами.
Гребни вырезались из дорогих пород дерева, инкрустировались рубинами, сапфирами, сердоликами. Тонкая резьба, чеканка были обычным явлением в головных украшениях. Во времена Империи стали носить по нескольку колец на одном пальце.
Косметика
Во все времена косметике уделялось большое внимание. В банях-термах, где римляне проводили многие часы, им прислуживали рабы-косметы, обязанностью которых было делать массажи, натирать кожу ароматическими маслами, благовониями и рабы-тонсорес которые стригли и брили. Для тех граждан, не имеющих собственных рабов, существовали даже «государственные».
Римские женщины с охотой пользовались косметикой. Каждая богатая римлянка имела специальный ящичек — «женский мир», который содержал все необходимое для ухода за лицом.
Во времена Империи модницы тратили на косметику огромные деньги. На рынках можно было купить любые косметические товары, но особенно ценились египетские мази и порошки, которым приписывали различные магические свойства.
Женщины сильно белили лицо, шею, грудь, руки, наводили при помощи охры и винных дрожжей румянец на щеках, ничуть не заботясь о естественности, а глаза и брови подводили сажей.
Очень популярными среди римского населения были рецепты для окраски волос в рыжий цвет, порошок для чистки зубов из мелкотертого рога и пемзы, свинцовые белила для лица, лосьоны из миндального масла и молока.
Были средства от морщин из льняного масла и животных жиров. Вместо духов использовали пахучие мази, например мазь телиум, которую изготовляли из цедры апельсинов и оливкового масла.
источник — история прически (?)
- головные уборы
- Древний Рим
- Интересное
Также вас может заинтересовать:
Римские прически
История, факты и информация о римских прическах *** Прически, которые носили мужчины и женщины Древнего Рима *** Описание причесок римлян *** Жизнь и одежда в Древнем Риме *** Римские прически *** Римляне Прически для мужчин и женщин *** Мужские, женские и детские прически, краски для волос и парики *** Древняя история, факты и интересные сведения о римских прическах
Римские прически для мужчин
Римлянин
Прически для мужчин изменились за
годы. В ранние времена римляне
носили длинные волосы, но после
появление парикмахеров в Италии
о до н.э. 300, он стал
практикуют носить короткие волосы. А
густая шевелюра ценилась
Римляне и Юлий Цезарь отправились в
большие усилия, чтобы скрыть свое истончение
волосы.
Говорят, что из всех почестей, оказанных Цезарю, сенатом он был больше всего доволен тем, что всегда носил лавровый венец, потому что он прикрывал его лысину, что считалось уродством. Ведущая фигура во время период Римской империи был конечно император и если он принял новую прическу, то ее быстро переняли другие римские мужчины. Император Нерон (54-68 гг. н.э.) принял сложные прически с кудрями, обрамляющими лицо. Для этой цели использовались римские щипцы для завивки волос. набор Нерона изменила моду на прически и начала носить бакенбарды. Император Адриан (117-138 гг. н.э.) был первым императором с короткой бородой. которые затем стали довольно распространены среди римлян. В его более позднем лет Император Константин носил накладные волосы разных цветов.
Римские прически для женщин
Римские женщины изначально
укладывали волосы с большой простотой. Один из
самый простой стиль ношения волос позволял им падать
в косах сзади, и только ограничивая его лентой
окружающие голову. Еще одна любимая, но простая прическа
заплетал волосы, а затем закреплял их сзади
большая булавка. Молодые девушки собирали свои длинные волосы в простые пучки.
завязывали у основания шеи или носили волосы в топе
морской узел. Простые прически для замужних женщин изменились в течение
правление императора Августа, когда множество различных
в моду вошли сложные прически. Одежда
Мода римских женщин оставалась относительно простой и
неизменными, и поскольку у женщин не было специальной одежды, которая
отличавшиеся своим статусом состоятельные женщины носили роскошные
материалы, тщательно продуманные прически, макияж и
дорогие украшения.
римские прически — парики,
Краски и аксессуары для волос
Косметика и прическа
необходимые зеркала, которые были сделаны из полированной бронзы
или серебро прямоугольной или круглой формы. Светлые волосы были
очень восхищались римлянами. Римские женщины использовали форму
краска для волос, чтобы получить ценные светлые волосы. Седые волосы были
также окрашены с использованием красителя для грецкого ореха.
Духи наносились для придания волосам приятного запаха *** Использовались щипцы для завивки волос. для создания причесок *** Разнообразие различных использовались расчески и щетки для волос *** Носили сетки для волос из тонко сплетенных золотых проволок *** Проволочные опоры использовались для создания причесок *** Шпильки использовались для создания причесок *** Ленты использовались для улучшения причесок *** Гирлянды цветов *** Драгоценные драгоценности были вплетены в волосы и драгоценности были представлены в тиарах и головных уборах *** Золото и жемчуг также были популярны в качестве прически.
Римские Парикмахерские —
Ornatrices
Как римские прически для
женщины стали более изысканными и важным признаком статуса
рабам стало необходимо создавать новейшие
модные прически. Эти рабы были высококвалифицированными и
ценится. Римские рабыни-парикмахеры назывались ornatrices.
Римские прически
Содержание этого Римские прически
Категория о римской одежде, которую носили жители Древнего Рима, предоставляет бесплатное образовательное
детали, факты и информация для справки и исследования
для школ, колледжей и домашних заданий. Обратитесь к
Карта сайта Colosseum для всестороннего поиска интересных
различные категории, содержащие историю, факты и
сведения о жизни и одежде, которую носили в Древнем Риме.
История, факты и информация о римских прическах *** Прически, которые носили мужчины и женщины Древнего Рима *** Описание причесок римлян *** Жизнь и одежда в Древнем Риме *** Римские прически *** Римляне Прически для мужчин и женщин *** Мужские, женские и детские прически, краска для волос и парики *** Древняя история, факты и интересные сведения о римских прическах
Древнеримское парикмахерское искусство
Джанет Стивенс показывает участников своего мастер-класса в Экленда, как сложные плетеные прически древних римлян закреплялись иглой и ниткой. (фото Джона Гардинера)Около 45 студентов, изучающих искусство, историю искусств и классиков, парикмахеров, дизайнеров костюмов, а также несколько любопытных сотрудников и членов сообщества собрались в галерее древнего искусства Художественного музея Экленда в пятницу днем, стремясь научиться копировать древнеримские прически.
Бесплатный семинар под руководством парикмахера и «археолога волос» Джанет Стивенс был частью нового междисциплинарного курса «Искусство и мода от Рима до Тимбукту», который вели Виктория Ровин (искусство и история искусства) и Херика Валладарес (классика). Этот класс является одним из шести, созданных по инициативе декана Кевина Гускевича из Колледжа искусств и наук для поощрения междисциплинарных групповых занятий. Стивенс также прочитала публичную лекцию в рамках своего визита в кампус.
Когда она и Ровайн получили грант на обучение, Валладарес знала, что хочет пригласить Стивенса, чьи практические занятия и видео на YouTube пользуются популярностью.
«Классика может показаться старомодной дисциплиной, которая не нравится современным студентам. Я увидел в этом семинаре действительно прекрасный способ протянуть руку помощи», — сказал Валладарес.Валладарес впервые встретилась с парикмахером из Балтимора, когда, будучи преподавателем классики в Университете Джонса Хопкинса, она прочитала исследование Стивенса до того, как оно было опубликовано. Археолог-экспериментатор использовала свое ноу-хау в области причесок и тщательное изучение древнего искусства, артефактов и латинских текстов, чтобы доказать, что прически древнеримских женщин были их собственными естественными прядями, а не париками, как предполагалось ранее. Стивенс продемонстрировал, как ornatrix (парикмахер) могла пришить даже сложные естественные прически с помощью специальной acus (игла) с шерстяной ниткой. Предыдущие археологи не могли правильно определить назначение этих более крупных и толстых игл, сделанных из кости или стекла, которые были бы непрактичны для шитья.
Это бюст, положивший начало карьере Стивенса в качестве «археолога-экспериментатора». Достаточно одного взгляда на богато украшенное платье, которое носила Юлия Домна, уроженка Сирии, жена римского императора Септимия Севера (19 г. н. э.).3–211), и парикмахеру не терпелось вернуться домой и посмотреть, сможет ли она воспроизвести это на манекене.
Стивенс основывает свой набор инструментов на «шкатулках для красоты», найденных в гробницах древних римлян: расчески, миски для воды и помады (для облегчения заплетения волос), блестящие металлические «зеркала» и acus , a большая швейная игла. Последний пункт разрешил две исторические загадки: как использовался этот странный инструмент и как эти римские дамы удерживали свои бросающие вызов гравитации прически без лака для волос и невидимок?
Ну, не просто голова. Эти стили требуют очень длинных (предпочтительно до талии) неслоистых волос. В зажиточных римских домах, объяснил Стивенс, рабыня по имени ornatrix делала прически с двумя рабами
помощниками. Но сами прически копировались женщинами всех сословий с помощью подруг и родственниц. Женщины делали прически дома, а не в общественном салоне. Мужчины, особенно те, кто не доверял своим рабам с бритвой на шее, обычно ходили в парикмахерскую.
Чтобы воспроизвести древнеримские прически, Стивенс изучает портреты — скульптуры и монеты — смотрит на линии роста волос, линии пробора, движение волос вперед или назад. По ее словам, римские женщины носили симметричные прически, обычно с пробором посередине. Поскольку они боялись, что более хрупкие изображения могут отколоться или сломаться, скульпторы часто делали косы и локоны, которые были намного толще, чем настоящие. «Волосы на статуе намного аккуратнее», — сказала она. «Жалко бедного скульптора, пытающегося воспроизвести волосы. Волосы как дым. Он движется. Он кружится».
Этот шаг стал прорывом Стивенса. Толстые закрученные косы Джулии Домны напомнили Стивенсу плетеный тряпичный коврик — ремесло, созданное путем плетения ткани, скручивания кос в плоскую овальную или круглую форму и сшивания их вместе, чтобы удерживать их на месте.