Рисунок «Витрувианский человек», Леонардо да Винчи
Витрувианский человек — Леонардо да Винчи. Рисунок пером, акварелью и металлическим карандашом в дневниках мастера. 1490. 34,3 х 24,5 см
Это не просто один из наиболее хорошо известных рисунков Леонардо да Винчи, а наиболее растиражированное средствами массовой информации изображение. Оно часто встречается в разнообразных учебных пособиях, используется в рекламных роликах и плакатах, даже мелькает в кино – достаточно вспомнить неоднозначно принятый публикой и критикой «Код да Винчи». Такая известность обусловлена высочайшим качеством изображения и его значимостью для современного человека. «Витрувианский человек» одновременно является шедевром изобразительного искусства и плодом научных изысканий. Этот рисунок был создан как иллюстрация для книги Леонардо, посвященной одному из трудов Витрувия – знаменитого римского архитектора. Как и сам Леонардо, Витрувий был необычайно одаренным человеком с широчайшими интересами.
«Витрувианский человек» — остроумный и передовой для своего времени способ продемонстрировать идеальные пропорции человеческой фигуры. Рисунок изображает фигуру мужчины в двух положениях. При этом очертания изображений наложены друг на друга и вписаны соответственно в квадрат и окружность. Обе геометрические фигуры имеют общие точки соприкосновения. Это изображение показывает, каким должны быть правильные пропорции тела мужчины по описанию, оставленному Витрувием в его книге «Об архитектуре». В широком смысле понятие архитектуры может быть применено и к принципам строения человеческого тела, что успешно и продемонстрировал Леонардо да Винчи.
Роль «Витрувианского человека» в развитии искусства и расцвете итальянского Ренессанса чрезвычайно велика.
Кроме своего огромного исторического и научного значения, «Витрувианский человек» несет и значительную эстетическую нагрузку. Рисунок выполнен тонкими точными линиями, идеально передающими человеческие формы. Созданный Леонардо образ очень выразительный и запоминающийся. Вряд ли можно найти цивилизованного человека, который не видел это изображение и не знает его автора.
«Витрувианский человек»: мера всех вещей
Истории
Рисунок «Витрувианский человек»
Бумага, чернила, акварель. 344 х 245 мм
Около 1490 года
Ныне хранится в Галерее Академии в Венеции
«Витрувианский человек» — рисунок из серии графических штудий Леонардо да Винчи на тему пропорций и устройства человеческого тела, созданных на рубеже 1480–1490-х годов. Убежденный, что искусство должно опираться на научное знание, художник увлеченно постигал в этот период анатомию, а также зодчество — ведь он работал на правителя Милана Лодовико Сфорца не только как живописец, но и как инженер и архитектор. Штудировал бестселлер Ренессанса — «Десять книг об архитектуре» римлянина Витрувия, жившего в I веке до н. э.
Создание этого рисунка приписывают другу Леонардо, архитектору Джакомо Андреа да Феррара
«Витрувианский человек» — иллюстрация к третьей книге этого трактата, в которой перечислены идеальные соотношения частей тела. Считая, что архитектор должен следовать гармонии природы, Витрувий рекомендовал использовать те же пропорции при постройке зданий.
«Витрувианский человек» художника и архитектора Чезаре Чезариано в издании 1521 года
«Витрувианского человека» в эпоху Ренессанса рисовали и другие, однако изображение, созданное Леонардо, наиболее точно соответствует тексту. На том же листе — выдержки из трактата в вольном пересказе художника, написанные зеркальным почерком. Это, по мнению итальянского историка Доменико Лауренцы, свидетельствует, что Леонардо сделал рисунок для себя, а не ради славы: предназначенную для чужих глаз работу он сопроводил бы более удобными для чтения заметками.
«Витрувианский человек» инженера Мариано ди Якопо по прозвищу Таккола. Середина XV века
Пятьсот лет спустя исследователь творчества Леонардо Чарлз Николл назвал «Витрувианского человека» «самым известным рисунком в мире».
Леонардо да Винчи «Витрувианский человек»
Почерк. Леонардо нередко делал заметки зеркальным почерком. Николл предположил, что художнику-левше, которого никто не пытался переучить в детстве, было удобнее писать справа налево.

Человек. Витрувий считал человеческие пропорции отражением гармонии Вселенной. Леонардо разделял эту точку зрения и называл свои анатомические исследования «космографией микрокосма».
Круг. С древних времен эта фигура символизирует универсум и божественное начало.
Квадрат. Символ земного начала. Материальный мир, по представлению древних, состоит из четырех стихий, в нем четыре стороны света — столько же сторон у квадрата. Человек, вписанный в круг и квадрат, объединяет в себе земное и небесное.
Лицо. Художник еле заметно расчертил его на три равные части, подписав парафразой текста Витрувия: «Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица». Общая длина лица равна длине кисти руки и 1/10 роста человека.
Голова и шея. Отмеченное Леонардо расстояние от верхней части груди до макушки должно составлять 1/6 роста.

Позы. На рисунке 16 поз, но значимы только две — когда фигура вписана в правильные геометрические фигуры, круг и квадрат, в соответствии с текстом Витрувия: «…если положить человека навзничь с распростертыми руками и ногами и приставить ножку циркуля к его пупку, то при описании окружности линия ее коснется пальцев обеих рук и ног. Точно так же, как из тела может быть получено очертание окружности, из него можно образовать и фигуру квадрата. Если измерить расстояние от подошвы ног до темени и приложить ту же меру к распростертым рукам, то получится одинаковая ширина и длина».
Стопа. Четыре ладони, 1/7 роста, записал Леонардо (по Витрувию — 1/6).
Палец. Наименьшая единица измерения на рисунке. «Ширина четырех пальцев равна ширине ладони», — приписал художник. Рост человека, как и длина стороны квадрата, равен 96 пальцам.
Ладонь. Рост, или длина стороны квадрата, равен 24 ладоням.

Локоть (cubitus). «Шесть ладоней составляют один локоть», «четыре локтя — рост человека», — вслед за Витрувием отметил Леонардо и разделил изображение на четыре части.
Рука. Художник добавил от себя, что расстояние от локтя до кончиков пальцев равно 1/5 роста, а от локтя до подмышки — 1/8.
Пупок. Центр фигуры, вписанной в круг. Неверно мнение, что горизонтальная линия, проведенная через эту точку, разделила бы квадрат по принципу золотого сечения (когда отношение меньшей части к большей равно отношению большей к целому). Такая линия должна проходить выше, а идея о золотой пропорции заинтересовала Леонардо позже, после того как он в 1494 году подружился с математиком Лукой Пачоли.
Художник
Леонардо да Винчи
1452 — родился в Винчи, Тоскана; Леонардо был внебрачным сыном нотариуса и деревенской девушки.
1466–1472 — учился у флорентийского мастера Андреа Верроккьо.
1482–1499 — жил и работал в Милане.
1495–1498 — создал фреску «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане.
1503 — начал писать «Мону Лизу».
1516 — по приглашению короля Франциска I переехал во Францию.
1519 — умер в замке Кло-Люсе, в котором поселил его король.
Фото: Diomedia, Alamy / Legion-media
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, апрель 2017
Семен Мартынов
Теги
- Культурный код
- живопись
- искусство
- история
Сегодня читают
Тест: выберите одну картинку и получите жизненный совет от ван Гога
Тест: найдите барсука среди зебр и попробуйте не сойти с ума
Обычная математическая задачка, которая ломает мозг взрослых, сможете решить?
7 возмутительных фраз Александра Пушкина о женщинах, которые предпочитают не вспоминать
Тест: грозит ли вам деменция в старости? Отыщите жеребенка за 1 минуту
Витрувианский человек — Леонардо да Винчи
Предоставлено LeonardoDaVinci. net |
Витрувианский человек был создан Леонардо да Винчи около 1487 года. Он сопровождается примечаниями, основанными на работах знаменитого архитектора Витрувия Поллиона. Рисунок, выполненный пером и тушью на бумаги, изображает мужскую фигуру в двух наложенных друг на друга положениях с расставленными руками и ногами и одновременно вписанными в круг и квадрат. Рисунок и текст иногда называют Каноном пропорций или, реже, Пропорции человека. Он хранится в Галерее Академии в Венеции, Италия, и, как и большинство работ на бумаге, выставляется лишь изредка.
Пропорциональное соотношение частей отражает универсальный дизайн. А «медицинское» равновесие элементов обеспечивает стабильную структуру. Таким образом, эти качества в равной степени разделяются Богом, созданным человеком.
тело и собственное производство человека хорошего здания. В конце 1480-х годов эта тема художественного микрокосма стала одним из великих объединяющих принципов его мысли.
Это архитектурное приложение
однако дело не в этом; это только начало концепции, которая имела буквально универсальное применение.
Это изображение является прекрасным примером интереса Леонардо к пропорциям. Кроме того, эта картина представляет собой краеугольный камень попыток Леонардо соотнести человека с природой. Британская энциклопедия в Интернете говорится: «Леонардо представлял себе великую схему изображения человеческого тела, которую он создал с помощью своих анатомических рисунков и Витрувианского человека, как космографию дель минор мондо (космографию микрокосма). Он считал, что работа человеческого тела аналогична работе Вселенной».0017
Мона Лиза
Тайная вечеря
Витрувианский человек
Спаситель мира
Автопортрет
Богородица с младенцем и святой Анной
Поклонение волхвов
Мадонна с моталкой
Крещение Христа
Благовещение
Дама с горностаем
Бахус
Голова женщины
Литта Мадонна
Портрет Джиневры де Бенчи
Битва при Ангиари
Святой Иоанн Креститель
Эмбрион в утробе матери
Витрувианский человек | История, рисунок, Леонардо да Винчи, смысл и факты
Витрувианский человек , также называемый исследование пропорций человеческого тела , рисунок металлической иглой, пером, тушью и акварелью на бумаге (ок.
1490 г.) художника эпохи Возрождения, архитектора и инженера Леонардо да Винчи. На нем изображена обнаженная мужская фигура с руками и ногами в двух наложенных положениях, так что руки и ноги касаются периметров квадрата и круга. Одна из самых известных работ Леонардо, рисунок стал культовым изображением, часто воспроизводимым в искусстве, науке и торговле.
Витрувианский человек был частично под влиянием пропорциональных теорий римского архитектора Витрувия. В своем трактате Об архитектуре (1 век до н.э.; Об архитектуре ) Витрувий предположил, что человеческая фигура может идеально вписаться в круг и квадрат. Он заявил, что если человек лежит на спине с вытянутыми руками и ногами, его пальцы рук и ног касаются окружности круга, а его пупок находится в центре. Витрувий также заметил, что, поскольку высота человеческого тела равна длине его вытянутых рук, человеческая фигура сравнима с идеальным квадратом, стороны которого равны по размеру. Однако трактат Витрувия не содержал иллюстраций, и в 15-м и 16-м веках несколько человек, в том числе фра Джованни Джокондо, Чезаре Чезариано и Франческо ди Джорджио, пытались проиллюстрировать идеального человека Витрувия.
Леонардо провел собственное исследование пропорций человеческого тела, потратив месяцы на измерения ряда молодых людей. В его примечаниях выше и ниже рисунка Витрувианского человека указаны размеры тела, которые он приписал Витрувию. На самом деле измерения в основном являются собственными открытиями Леонардо. Его запросы позволили ему отказаться от измерений Витрувия и других изображений человеческих пропорций. Он сместил квадрат от круга, а в круге нарисовал распростертого человека, руки и ноги которого касались периметра, а пупок находился точно в центре, согласно Витрувию. На эту позу наложена поза, в которой ноги мужчины вместе и его ступни стоят на дне квадрата, а его руки вытянуты наружу, так что его руки касаются сторон квадрата. Согласно собственным исследованиям Леонардо, в этом положении область непосредственно над гениталиями мужчины находится в центре квадрата.



net