Удивительные крючки
Вокруг славянской письменности ходит много мифов, начиная с утверждений, что за каждой буквой стоит глубокий смысл, и заканчивая спорами на тему происхождения знакомого нам алфавита. На форуме «Ученые против мифов — 9» доктор филологических наук Светлана Бурлак в докладе «Кириллица против буквицы: “Откуда есть пошел русский язык”» объяснила, как появляются слова, и рассказала о появлении славянской письменности.
Есть миф, что в самом начале у славян была буквица. Прекрасная табличка семь на семь — 49 букв. «Семь — священное число, а вы что думали?» — шутит Светлана Анатольевна. У каждой буквы было имя-символ, от которого зависел смысл слова. Например, создатели буквицы утверждают, что в слове «лес» ерь означал, что этот объект сотворен в своем гармоничном виде. На самом деле, там был ять, а не ерь. Иначе сейчас это был бы не «лес» а «лёс», но создателей мифа такие мелочи, конечно же, не волнуют. В итоге — говорят они — все смыслы позабылись, и теперь мы не знаем, что раньше когда-то все имело такие глубокие символические значения.
Что значат наши слова?
На самом деле идея о том, что первоначальные значения слов забываются, все же похожа на правду. Когда те создаются, у них есть внутренняя форма. Например, «компьютерщик» — это «тот, кто занимается компьютером». Слова создаются по определенным правилам, иначе понять и запомнить их будет сложно. Мы часто даже не замечаем, как создаем новое. Например, пишем: «к этим картинкам хорошо бы подобавлять подписи» — и компьютер подчеркивает слово «подобавлять», нет такого. Ну или «уезжаю в безинтернетные места» — компьютер тоже подчеркивает: не бывает таких мест. Когда к слову привыкнут, внутренняя форма забудется. Кто сейчас думает, что промышленность создается теми, кто что-то промышляет или имеет какой-то промысел? Кто думает, что отверстие — это то, что отверзлось? Да даже словарь так не думает.
Что было до «буквицы»?
Миф о буквице гласит, что до нее ничего не было. Так и жили: ткали, сеяли, строили — и все без языка, мычали нечленораздельно. Особенно грустно смотрят на этот миф многие поколения наших предков, которые мучались с опущенной гортанью и риском подавиться, развивали слух для восприятия артикуляции, но нечленораздельно мычали до самого изобретения буквицы. А потом в одночасье развили память, способность строить слова из отдельных значащих компонентов, отрастили нейронные связи. Вот этого уж точно не было. Тут мы столкнулись с ключевым различием науки и псевдонауки. Любая новая теория должна объяснять не только новые и ранее неясные факты, но и все из старой. Лжеученым на это обычно просто мозгов не хватает.
Как было на самом деле?
В IX веке князь Ростислав в Моравии (ныне Чехия, Венгрия и Словакия) решил завести у себя христианскую церковь. С Римом и католичеством у него не сложилось, и он обратился в Византию, где жил Константин Философ. Именно он с братом Мефодием отправился развивать христианство и письменность у славян. В Восточной Римской империи было не модно навязывать всем вокруг язык митрополии, там считали, что каждому языку нужна своя письменность, поэтому появились «удивительные крючки» глаголицы. Они составили основу славянской письменности. К сожалению, моравская миссия не очень удалась. Были переведены Евангелие, доработан алфавит, набраны ученики, но тут Константин Философ заболел и умер. Перед смертью постригся в монахи и принял имя Кирилл. Поэтому этих братьев мы знаем как Кирилла и Мефодия.
Откуда взялся наш алфавит?
После смерти Кирилла дела пошли гораздо хуже, его ученикам с Мефодием пришлось перебраться на Балканы, где христианство принимают с распростертыми объятиями. Но там живут грамотные люди, которые знают греческие буквы. И вот приходят эти ребята с «удивительными крючками». Ну и кому они нужны? Тогда кому-то из учеников Кирилла и Мефодия, предположительно Клименту Охридскому, приходит идея доработать греческий алфавит. Поэтому в кириллице раньше было больше букв: некоторые понадобились, чтобы переписывать греческие слова в кириллицу. Писать греческими буквами имя «Александра» через к и с, а не через кси было бы так же странно, как в эсэмэс на латинице написать Amerika.
Так и вышло, что у славян было два алфавита. Сначала появилась глаголица, которая в Хорватии продержалась до XIX века, а потом кириллица. Именно она добралась до Руси, и ее мы знаем.
Материал опубликован в газете «Мегабайт»
git — gitignore — игнорирование и включение подкаталогов
Вопрос задан
Изменён 4 года 2 месяца назад
Просмотрен 135 раз
Допустим есть 2-уровневая вложенность каталогов
a1{1..10}/a{1..10}/{test}, b1..., ... w...
Как мне исключить a1,a2,a3,a4, но оставить a{1..4}/a1/{test}?
Пример:
mkdir -p a{1..10}/a{1..10} cat .gitignore
!a2/test a1/a2 a2 !a1/a2/test
touch {a1,a2,a1/a2}/test git status a2/test a1/a2/test
На ветке master Начальный коммит нечего коммитить (создайте/скопируйте файлы, затем запустите «git add», чтобы отслеживать их)
Т.
е. так это не работает. Получается мне нужно описывать в .gitignore такую структуру для каждого файла:cat .gitignore
!a1/ a1/* !a1/a1 a1/a1/* !a1/a1/test
А если >5 уровней вложенности?
Можно ли сделать это проще?
- git
- gitignore
0
Если в этих директориях test
у вас какой-то постоянный набор файлов, то вы можете их подобавлять через --force
один раз.
git add --force a{1..4}/a{1..4}/test
Теперь гит будет отслеживать все файлы, которые уже были в этих директориях, вопреки общему .gitignore
. На новые файлы это не сработает, но можно снова подобавлять форсированно.
2
Зарегистрируйтесь или войдите
Регистрация через Facebook
Регистрация через почту
Отправить без регистрации
Почта
Необходима, но никому не показывается
Отправить без регистрации
Почта
Необходима, но никому не показывается
Нажимая на кнопку «Отправить ответ», вы соглашаетесь с нашими пользовательским соглашением, политикой конфиденциальности и политикой о куки
В чем разница между СДВ и СДВГ?
Автор Келли Миллер
В этой статье
- Мечтатель или непоседа?
- СДВГ Невнимательный
- СДВГ Преимущественно гиперактивно-импульсивное представление
- СДВГ Комбинированный тип
- Диагностика СДВГ
Ваш ребенок много мечтает в школе и легко отвлекается, когда делает домашнее задание или работу по дому. Может быть, они постоянно ерзают. Вы можете задаться вопросом, есть ли у них синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ). Или это синдром дефицита внимания (СДВ)?
Есть ли разница?
Больше нет. В 1994 году врачи решили, что все формы синдрома дефицита внимания будут называться «синдромом дефицита внимания/гиперактивности» или СДВГ, даже если человек не был гиперактивным. Теперь это называется СДВГ, невнимательный тип, или СДВГ, гиперактивный/импульсивный тип, или СДВГ, комбинированный тип.
Какой термин подходит вашей семье, зависит от конкретных симптомов и диагноза вашего ребенка. Важно поговорить с опытным психиатром, чтобы убедиться, что вашему ребенку поставлен правильный диагноз.
Мечтатель или Непоседа?
СДВГ — это заболевание головного мозга. Это может мешать повседневной деятельности вашего ребенка дома и в школе. Детям, у которых есть это, трудно концентрировать внимание и контролировать свое поведение, а иногда они гиперактивны.
Перед постановкой диагноза вам необходимо отметить симптомы вашего ребенка. CDC предлагает контрольный список СДВГ для детей, который может помочь вам отслеживать их.
Вот признаки, на которые следует обращать внимание:
- Невнимательность: Включает неорганизованность, проблемы с выполнением задания, постоянные мечтания и невнимательность, когда говорят напрямую.
- Импульсивность: Включает внезапные решения, не думая о возможности причинения вреда или долгосрочных последствий. Они действуют быстро, чтобы получить немедленную награду. Они могут регулярно прерывать учителей, друзей и семью.
- Гиперактивность: Включает в себя ерзание, ерзание, постукивание, разговоры и постоянное движение, особенно в ситуациях, когда это неуместно.
Специалисты в области психического здоровья в США используют Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам ( DSM ) для диагностики всех психических состояний, включая СДВГ. Последняя версия делит его на три типа:
- СДВГ с преимущественно невнимательным проявлением (то, что раньше называлось СДВ)
- СДВГ с преимущественно гиперактивно-импульсивным проявлением
- СДВГ с комбинированным проявлением (симптомы невнимательности и гиперактивно-импульсивные) диагноз ребенка будет зависеть от их конкретных симптомов.
СДВГ невнимательный
Дети с этим заболеванием не гиперактивны. У них нет высокого уровня энергии, наблюдаемого у других с СДВГ. На самом деле дети с этой формой могут казаться застенчивыми или «в своем собственном мире».
СДВ диагностируется, если у ребенка в возрасте до 16 лет наблюдается 6 или более симптомов невнимательности (5 или более для подростков старшего возраста) в течение как минимум 6 месяцев подряд, но отсутствуют признаки гиперактивности/импульсивности.
Симптомы включают:
- Проблемы с концентрацией внимания (легко отвлекаются)
- Не любит или избегает длительных умственных задач (например, домашней работы)
- Проблемы с выполнением задания в школе, дома или даже во время игры
- Неорганизованность и забывчивость
- Не слушает, когда с ним напрямую говорят
- Не обращает внимания на детали
- Часто теряет вещи
- Делает ошибки по невнимательности
- Пытается выполнять инструкции
Дети с этим подтипом СДВГ могут остаться недиагностированными, потому что симптомы можно списать на мечтательность.
СДВГ Преимущественно гиперактивно-импульсивное Проявление
Дети с этой формой СДВГ полны энергии и постоянно двигаются, что вызывает проблемы. Диагноз ставится, если у ребенка в возрасте до 16 лет наблюдается 6 или более симптомов гиперактивности/импульсивности в течение как минимум 6 месяцев (5 или более для подростков старшего возраста). Эта форма более заметна, чем невнимательный тип.
Симптомы включают:
- Выбалтывание ответов до завершения вопроса
- Постоянное перебивание других
- Проблемы с ожиданием своей очереди
- Слишком много болтает
- Суетится, постукивает и извивается
- Встает, когда это неуместно (например, когда учитель говорит или посреди обеда)
- Бегает или карабкается в неподобающем месте ситуации
- Не может спокойно играть
- Всегда в движении
Комбинированный тип СДВГ
У ребенка с этим типом наблюдаются симптомы как невнимательности, так и гиперактивности/импульсивности.
Диагностика СДВГ
Медицинские работники, такие как педиатры, психиатры и детские психологи, могут диагностировать СДВГ с помощью стандартных руководств Американской академии педиатрии или Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM) Американской психиатрической ассоциации.
Вы также можете найти специалиста, который специализируется на диагностике СДВГ, через страховой план, учителя или школьного консультанта вашего ребенка, других родителей детей с СДВГ или некоммерческие организации, такие как «Дети и взрослые с синдромом дефицита внимания/гиперактивности» (CHADD). .
Диагноз включает сбор информации из нескольких источников, включая школы, опекунов и родителей. Медицинский работник рассмотрит, как поведение ребенка сравнивается с поведением других детей того же возраста, и может использовать стандартизированные оценочные шкалы для документирования такого поведения.
Для диагностики СДВГ ваш ребенок должен пройти полное медицинское обследование, включая проверку зрения и слуха. Кроме того, Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) одобрило использование системы нейропсихиатрической помощи на основе ЭЭГ (NEBA), неинвазивного сканирования, которое измеряет тета- и бета-волны мозга. Было показано, что соотношение тета/бета выше у детей и подростков с СДВГ, чем у детей без него. Сканирование, одобренное для использования в возрасте от 6 до 17 лет, должно быть частью полного медицинского и психологического обследования.
Оценка может также включать опрос вас, учителей вашего ребенка и любых других взрослых, которые играют большую роль в жизни вашего ребенка. Оценщик может попросить каждого из вас заполнить стандартные формы, известные как «шкалы оценки поведения», чтобы оценить различные аспекты поведения вашего ребенка. Эти шкалы также можно использовать позже для отслеживания прогресса в лечении.
Медицинский работник должен собрать полный медицинский анамнез, чтобы проверить наличие других состояний, которые могут повлиять на поведение ребенка. Определенные условия, которые могут имитировать СДВГ или вызывать поведение, подобное СДВГ:
- Недавние основные изменения в жизни (такие как развод, смерть в семье или недавний ход)
- Нео найденные припадки
- Проблемы щитовидной железы
- Проблемы со сном
- . многие дети демонстрируют некоторые черты поведения СДВГ, у них не обязательно есть расстройство. Диагноз СДВГ требует, чтобы такое поведение существовало не менее 6 месяцев, чтобы некоторые симптомы появились до 12 лет, чтобы симптомы присутствовали в двух или более местах (например, в школе и дома) и чтобы они значительно влияли на ребенка в возрасте до 12 лет. не менее двух мест (общественная жизнь, школа и т. д.).
В чем разница между СДВГ и синдромом Туретта?
Автор: WebMD Редакторские авторы
СДВГ и синдром Туретта — это два разных состояния, но у них есть несколько общих черт. Они часто начинаются примерно в одном возрасте, а в некоторых случаях у детей могут быть оба заболевания.
Но между ними есть несколько ключевых отличий. Очень важно правильно поставить ребенку диагноз.
Чем они похожи
Основным симптомом синдрома Туретта являются повторяющиеся движения или звуки, называемые тиками, которые человек не может контролировать. Они могут быть простыми, такими как постоянное моргание, фырканье, хрюканье или кашель. Они также могут быть сложными, такими как пожимание плечами, выражение лица, движения головы или повторение слов или фраз. Тики обычно случаются несколько раз в день.
Иногда дети с СДВГ могут иметь симптомы, очень похожие на тики. Они могут ерзать, извиваться или издавать случайные звуки, если ведут себя глупо. Иногда у детей, которые принимают лекарства от СДВГ, называемые стимуляторами, могут быть тики. Лекарства не вызывают их, но могут сделать их заметными. И они часто проходят сами по себе.
Признаки обоих состояний проявляются примерно в одном и том же возрасте. Симптомы СДВГ могут начать проявляться в возрасте от 3 до 6 лет. Большинство детей диагностируют в начальной школе. В среднем синдром Туретта начинается в возрасте около 7 лет.
У некоторых детей есть и то, и другое. Более 60% людей с синдромом Туретта также страдают СДВГ. У них также могут быть связанные состояния, такие как обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), расстройства обучения и депрессия.
Исследователи обнаружили, что может существовать генетическая связь между синдромом Туретта и такими расстройствами, как СДВГ и ОКР. У них схожая биология, что делает их более вероятными.
Чем они отличаются
Тики при синдроме Туретта отличаются от движений или звуков, которые могут издавать дети с СДВГ. Они почти всегда связаны с быстрыми, повторяющимися движениями или звуками лица или плеч, которые каждый раз происходят одинаково.
Часто у детей с СДВГ отсутствуют тикоподобные движения. Вместо этого им трудно оставаться сосредоточенными или концентрировать внимание. Они могут легко отвлекаться или иметь проблемы с организованностью.
Дети с синдромом Туретта часто перерастают свои тики к позднему подростковому или раннему взрослому возрасту — они случаются реже, а иногда и вовсе исчезают. Симптомы СДВГ часто сохраняются во взрослом возрасте.
Также редко встречается синдром Туретта. CDC обнаружил, что около 138 000 детей в США были диагностированы с ним, в то время как около 6,4 миллиона когда-либо диагностировали СДВГ.
Исследователи считают, что генетика во многом связана с обоими состояниями. Но другие возможные причины СДВГ могут включать черепно-мозговую травму, низкий вес при рождении или курение и употребление алкоголя во время беременности.
Диагностика и лечение
Ваш врач сможет определить, относятся ли симптомы вашего ребенка к СДВГ, синдрому Туретта, к обоим заболеваниям или к чему-то другому. Специального теста для диагностики любого состояния не существует. Ваш врач спросит о симптомах и о том, когда они начались. Они могут сделать анализ крови и медицинский осмотр, чтобы выяснить, может ли что-то еще быть причиной проблемы.Лечение детей с СДВГ часто включает сочетание лекарств и поведенческой терапии. Стимуляторы — это препараты, которые чаще всего назначают при этом состоянии, но другие препараты, такие как атомоксетин, гуанфацин, клонидин и антидепрессанты, также могут помочь.
В поведенческой терапии СДВГ дети учатся или строят на позитивном поведении, чтобы заменить другие, вызывающие проблемы.
Если у вашего ребенка синдром Туретта, врач, скорее всего, порекомендует ему принимать лекарства от тиков. Они могут включать некоторые типы лекарств от СДВГ, противосудорожные препараты, антидепрессанты, антипсихотические препараты, которые блокируют химический дофамин мозга, и инъекции ботокса. Лекарства не избавляют от тиков полностью, но могут помочь контролировать их.
Дети с синдромом Туретта также могут попробовать поведенческую терапию. Один тип, называемый реверсированием привычки, помогает им научиться определять, что приближается тик, а затем научиться новому поведению, которое нужно делать вместо этого.