Урок 1. Проблемы: виды, диагностика, анализ
Принятие решений в работе, бизнесе и обычной повседневной жизни в огромной степени связано с решением разного рода проблем. От того, насколько эффективно и грамотно человек их решает, может зависеть не только положение дел на той же работе, но и благополучие, причем не только материальное, но и эмоциональное и психическое.
Именно поэтому мы решили посвятить первый урок нашего курса конкретно этой теме. Начнем же мы с разговора о том, что вообще такое проблемы и как они классифицируются.
Содержание:
- Что такое проблема?
- Виды проблем
- Задание на взаимопроверку
- Диагностика и анализ проблем
- Проверочный тест
Что такое проблема?
В самом широком понимании любая проблема представляет собой сложный вопрос теоретического или практического характера, который требует изучения и разрешения. В научной трактовке проблема представляет собой противоречивую ситуацию, обусловленную взаимоисключающими позициями в объяснении процессов, объектов или явлений.
В обычной же жизни проблему можно сформулировать как ситуацию, когда понятно, что нужно получить, но непонятно, как этого добиться.
В вопросе принятия решений и решения проблем именно постановка проблемы играет огромную роль.
Сущность всех проблем требует от человека их анализа, оценки и составления концепции для разрешения проблемного вопроса, а также последующей проверки правильности выводов и действий опытным путем. Но о методах идентификации, диагностики и анализа проблем мы поговорим чуть позже, а пока хотим познакомить вас с их видами. Умение разбираться в типологии проблем – это первый шаг на пути к их устранению.
Виды проблем
Изменчивость и многообразие проявлений мира есть основная причина того, что и проблемы отличаются по своей сути. Так, они могут касаться следующих сфер жизни:
- Личность и психика
- Наука
- Общество
Экономика- Трудовая деятельность
- Экология
- Мир
Рассмотрим в общих чертах каждый из видов.
1
Психологические проблемы
Психологические проблемы выражаются в отсутствии равновесия в душевном состоянии человека. Неравновесие воздействует на взаимоотношения человека с самим собой и окружающей действительностью. Психологические проблемы могут быть явными – к ним относится ревность, нелады в отношениях, страхи, отсутствие воли и самоконтроля и т.д. Также они могут быть скрытыми – проявляющимися не в полной мере, а лишь отчасти и время от времени, и глубинными – скрытыми в подсознании и требующими тщательной проработки психологом.
2
Научные проблемы
Научные виды проблем (к ним относятся организационные, методологические и теоретические) являются совокупностью появляющихся в научно-исследовательской деятельности практических и теоретических задач – сложных, идущих вразрез с существующими знаниями, требующими решения посредством научных изысканий. Чтобы решить научные проблемы, чаще всего прилагаются коллективные усилия людей с разными знаниями и навыками.
3
Социальные проблемы
Проблемы социального характера выражаются в том, что потребности и интересы отдельных людей и групп людей удовлетворяются не полностью. К потребностям относятся как физиологические нужды (еда, жилье, одежда), так и духовные (самореализация, образование, общение). Вдаваться в подробности мы не будем, но все же стоит сказать, что социальные проблемы разделяются на семейные и индивидуально-личностные, социально-экономические, социально-экологические, поведенческие, проблемы социальной стратификации, символизации и социального моделирования и социально-политические.
4
Экономические проблемы
Экономические проблемы – это проблемы, влияющие на экономику и уровень жизни как отдельных государств, так и всего мирового сообщества. По большей части они обусловлены тем фактом, что требуют перерастания экономических связей между отдельными государствами в один экономический комплекс. Первоочередной проблемой здесь служит правильное распределение продовольствия между людьми.
Экономические проблемы объединяются в одно целое, т.к. находятся в полной зависимости друг от друга. Если же попытаться привести этот вид проблем к общему знаменателю, то все их многообразие можно обозначить вопросами «Что производить?», «Как производить?» и «Для кого производить?». Говоря проще, нужно грамотно выбирать производимые блага, необходимые для этого технологии и ресурсы, и правильно перераспределять готовый продукт между субъектами экономики, ориентируясь на ограниченность количества произведенных товаров и услуг.
5
Управленческие проблемы
Управленческие проблемы отражают несоответствие фактических результатов и запланированных целей в трудовой деятельности, продуцирующее неполадки и сбои в рабочем процессе. Урегулирование данного вида проблем осуществляется через своевременное выявление и диагностирование проблем, и последующие грамотные управленческие решения. К управленческим проблемам относят стратегические и тактические проблемы, а также проблемы по уровням руководящих подразделений.
6
Экологические проблемы
Экологические виды проблем порождает человеческая деятельность, ставящая во главу угла удовлетворение интересов человека и вызывающая необратимые и негативные изменения в природной среде. Среди наиболее актуальных экологических проблем можно выделить разрушение озонового слоя, парниковый эффект, кислотные осадки и вопрос утилизации отходов. Экология и состояние планеты нуждаются в активнейших мерах разрешения этих проблем, по праву считающихся проблемами глобального масштаба.
7
Глобальные проблемы
Глобальные проблемы – это крупная отдельная категория проблем, имеющих естественно-природный и социальный характер. Такие проблемы касаются интересов всего человечества и серьезно угрожают его будущему. Если опираться на характерные признаки, глобальные проблемы возникают между человеком и обществом, человеком и природой, развитыми и развивающимися странами. А наиболее актуальными на сегодняшний день являются такие проблемы как угроза ядерной войны, мировой терроризм, экологический кризис, дефицит природных ресурсов, демографический кризис, культурная и экономическая разница в уровне жизни развитых стран и стран третьего мира, последствия научно-технической революции, распространение инфекционных заболеваний, наркомания, алкоголизм и прочие вредоносные привычки.
Такова в общих чертах классификация проблем. Зная ее, можно с точностью определить вид и уровень появившейся проблемы, а значит, и сделать первый шаг на пути к ее разрешению. Однако намного важнее сделать несколько последующих шагов, а именно продиагностировать проблему, подвергнуть ее точной интерпретации и идентификации, а также глубокому анализу.
Нижеследующая информация касается как раз всех этих вопросов и будет полезна в решении большинства проблем, встречающихся на вашем пути. Мы склонны считать, что вы не планируете решать проблемы глобального масштаба, а потому все, что вы узнаете, может быть достаточно легко применимо на практике. Впрочем, даже если вы столкнетесь с необходимостью решения вопросов глобального характера, эти знания сослужат вам хорошую службу.
Задание на взаимопроверку
Только что вы познакомились с примерами проблем, и теперь предлагаем немного поупражняться. Ниже дан небольшой список проблем. Вам нужно установить, к какому виду относится та или иная проблема, и коротко обосновать свой ответ:
- Глобальное потепление
- Сотрудники не имеют права принимать решения
- Пандемия
- Безработица
- Поиск внеземной жизни
- Повышенная тревожность
- Перераспределение финансов
Это задание на взаимную проверку, поэтому сначала вам нужно проверить 2 работы других пользователей, а затем загрузить свою.
Cтатистика На весь экран
Заметим, что при определении видов перечисленных проблем вряд ли возможно допустить сколько-нибудь ощутимую ошибку, потому как любая проблема может относиться к нескольким видам одновременно. А чтобы уметь более грамотно и правильно диагностировать и анализировать проблемы, предлагаем продолжить изучение урока.
Диагностика и анализ проблем
Диагностика любой проблемы начинается с ее интерпретации. Интерпретация в свою очередь выражается в придании значения и точном определении признанной (достоверно установленной) проблемы. Проблеме можно придать либо форму возможности, либо форму кризиса, либо форму рутинного явления.
Если это возможность, то ее нужно найти и раскрыть, но если это кризис или рутинное явление, они проявляются сами, требуя немедленного вмешательства.
Исходя из этого, и решения проблем подбираются соответствующие:
- Структурированные проблемы требуют запрограммированных решений
- Неструктурированные проблемы требуют незапрограммированных решений
Благодаря определению и формулированию проблем человек получает возможность их ранжирования и приоритизации, а значит, и возможность составления полного плана действий по их устранению.
Основываться ранжирование может на ряде факторов:
- Лучший вариант применения способностей и распределения времени
- Срочность проблемы и ограниченность ее решения во времени
- Воздействие проблемы на человека, группу людей или организацию
- Последствия проблемы для человека, группы людей или организации
- Жизненный цикл проблемы (проблема может быть решена сама по себе или в процессе решения других проблем)
Опираясь на эти факторы, человек может установить порядок устранения трудностей от наиболее до наименее приоритетных.
Ранжирование проблем – это важный шаг в процессе принятия решений. Что же касается проблем, имеющих первостепенное значение, то определить их можно по нескольким характеристикам:
- Решение проблемы получает поддержку извне (к примеру, начальство требует сдать отчет за квартал в течение недели)
- Решение проблемы обеспечивается необходимыми ресурсами (например, для составления отчета начальство выделяет отдельное время и специалистов из других отделов)
- Решение проблемы сулит перспективы, отказываться от которых нельзя или нецелесообразно (к примеру, точный отчет позволит компании повысить свою конкурентоспособность)
- Решение проблемы может повлиять на судьбу человека, группы людей или организации (например, если отчет не будет готов, сотрудник может потерять работу)
Как только проблема интерпретирована, необходимо провести ее анализ. С помощью него можно найти негативные аспекты ситуации и установить причинно-следственные связи.
Начиная анализ проблемы, требуется заранее установить границы и предмет анализа. Это значит, что нужно найти не только проблемную область, но и выявить вовлеченные стороны – людей, группы людей или организации, имеющие к ней отношение.
Базовой предпосылкой анализа вовлеченных сторон является то, что разные стороны отличаются своими интересами, заботами и способностями. Все это должно быть максимально точно определено и сформулировано. Для этого принято использовать специальные вопросы, такие как «Чьи проблемы и чей потенциал мы (я) анализируем?» и «Кто окажется в плюсе, а кто – в минусе после разрешения проблемы?». Главная задача – максимизировать пользу и минимизировать отрицательное воздействие решения проблемы.
Если анализ вовлеченных сторон проведен правильно, появляется возможность:
- Определить потенциальных партнеров в решении проблемы
- Определить ключевых игроков в решении проблемы
- Спрогнозировать степень воздействия ключевых игроков на весь процесс решения проблемы
- Предусмотреть действия, направленные на получение поддержки со стороны
- Снизить влияние на решение проблемы всевозможных препятствий
Зачастую именно анализ проблемы вызывает наибольшие затруднения.
Среди основных методов анализа проблем выделяются следующие:
- Гистограмма
- Контрольный листок
- Стратификация
- Диаграмма разброса
- Контрольная карта
- Диаграмма Парето
- Диаграмма Исикавы
Применяться все они могут как самостоятельно, так и в комплексе друг с другом, и подходят для анализа и решения проблем любого вида. Чтобы у вас сложилось более внятное представление об этих методах, поговорим о них более детально (сразу предупредим, что для детального изучения заинтересовавшего метода вам в обязательном случае потребуется обратиться к сторонним источникам).
1
Гистограмма
Гистограммы используются всегда, когда нужно проанализировать точность и стабильность какого-то процесса, отследить качество продукта и т.д. Этот метод считается одним из лучших инструментов контроля качества. Основная его цель – выявить проблемы, подлежащие решению в первую очередь, и интерпретировать связанные с ними данные.
Суть метода состоит в графическом представлении количественных данных. Гистограмма позволяет найти закономерности, оценить серьезность проблемы и увидеть путь ее разрешения. Для построения гистограммы необходимо собрать информацию и установить максимальные и минимальные значения, разделить этот диапазон на интервалы и определить ширину интервалов, распределить информацию в порядке возрастания, произвести подсчет частоты всех интервалов и вычислить примерную частоту попадания данных в каждый интервал. Затем по полученным сведениям строится гистограмма.
Пример гистограммы:
Среди достоинств метода гистограмм можно выделить простоту освоения и построения, наглядность, точные фактические данные и возможность глубже понять проблему и быстрее найти путь ее решения.
Но следует знать, что максимально объективные выводы могут быть сделаны только тогда, когда есть крупные выборки данных.
2
Контрольный листок
Контрольные листки являются инструментом, облегчающим использование полученных данных благодаря их упорядочиванию. Суть заключается в том, что данные регистрируются на бумажном бланке с внесенными в него контролируемыми характеристиками. В соответствии с этим характеристиками и заносятся данные.
Перед сбором информации нужно заблаговременно понять, что с ней можно будет сделать, и для каких целей она вообще собирается. Поставленная цель – это основа определения типа данных. По мере сбора их нужно тщательно упорядочивать, регистрируя источники и саму информацию. Информация должна быть достоверной.
Чтобы составить контрольный листок, определяется тип данных и очередность сбора, устанавливается отрезок времени для сбора, формулируется заголовок, отражающий тип информации, указывается источник, составляется список контролируемых параметров и разрабатывается бланк, максимально удобный для заполнения.
Пример контрольного листка:
К достоинствам метода относится простота его понимания и применения, наглядность и огромное количество вариаций листков (при желании может быть составлен свой собственный листок).
3
Стратификация
Метод стратификации основан на разделении имеющихся данных на подгруппы, исходя из стратифицирующего (разделяющего) фактора. Таковым могут выступать совершенно любые характеристики. Если такой фактор не установлен, информация объединяется, вследствие чего становится сложно установить взаимосвязь полученных данных и особенностей их возникновения.
К примеру, когда анализируется источник некачественного товара, поставляемого компании разными поставщиками, лучше всего выбрать стратифицирующим фактором поставщиков, а затем разделить дефектный продукт по поставщикам.
Пример графического отображения метода стратификации:
Главным преимуществом метода стратификации является его простота и возможность наглядно отобразить полученную информацию с целью разработки и принятия решений по устранению проблем.
4
Диаграмма разброса
Диаграмма разброса помогает выявить зависимость и понять характер связи двух различных параметров какого-либо процесса. Этим параметрами могут выступать два фактора, воздействующие на одну и ту же характеристику, две разные характеристики и т.д. Благодаря установлению взаимосвязи двух параметров существенно облегчается контроль всего процесса анализа проблемы и принятия решений. Важно отметить также, что диаграмма разброса может быть использована для определения причинно-следственных связей.
Диаграмма, как правило, имеет вид графика, полученного посредством нанесения точек, полученных в результате наблюдения. Координаты графика отражают значения изучаемого параметра и фактора, который на него влияет. А расположение точек показывает, есть ли связь между ними, и каковы ее особенности.
Пример диаграммы разброса:
Преимуществами метода диаграммы разброса являются его наглядность и простота в оценке найденной взаимосвязи. Однако сделать выводы способен только тот, кто владеет точной информации по сопоставляемым параметрам.
5
Контрольные карты
Контрольные карты помогают в ситуациях, где нужно отследить процесс во времени и повлиять на него до того момента, когда он выйдет из-под контроля. Это позволяет оценить управляемость процесса и его воспроизводимость, а также предпринять корректирующие меры и проверить их эффективность (если процесс оказывается неуправляемым). Кроме прочего, метод может предупредить отклонения от нормы.
Для создания контрольной карты сначала выбирается показатель выборки и тип карты, затем собираются данные, вычисляются контрольные пределы, центральная линия и выборочные характеристики. После этого строится карта, оценивается управляемость процесса и определяются меры усовершенствования. В случае необходимости карта может пересчитываться.
Пример контрольной карты:
К достоинствам метода контрольных карт можно отнести то, что он помогает определить потенциальные проблемы еще до принятия решения, позволяет повысить качество (действий, продукта и т.
д.) и сократить затраты на его обеспечение. Недостатком же является то, что построить грамотную контрольную карту сложно, т.к. для этого нужно обладать соответствующими знаниями.
6
Диаграмма Парето
Диаграмма Парето позволяет находить проблемы наивысшего приоритета, определять способы действий и распределять усилия для более эффективного решения проблем и принятия решений. Диаграмма Парето может быть основана на результатах деятельности (помогает находить главную проблему) и на причинах (помогает находить причину проблемы).
Для построения диаграммы определяется проблема и относящиеся к ней признаки, выявляются и приоритизируются первопричины, создающие наибольшие затруднения. Затем строится сам график, объективно представляющий фактическую ситуацию. Следует знать, что для успешного применения метода нужно четко понять, какие проблемы требуют вмешательства, разработать форму регистрации данных (к примеру, контрольный листок), собрать информацию и подсчитать итоги по каждому фактору.
В заключение проводится анализ диаграммы.
Пример диаграммы Парето (рекомендуем вам почитать наши статьи «Принцип Парето» и «Шесть сигм»):
Ощутимыми преимуществами метода являются наглядность и относительная простота применения, в том числе и для неспециалистов. Но для получения правильных выводов нужно строить структурированную диаграмму.
7
Диаграмма Исикавы
Диаграмма Исикавы представляет собой действенный инструмент для определения причинно-следственных связей между анализируемым объектом и воздействующими на него факторами, а также для поиска истинных причин возникающих проблем (диаграмму Исикавы часто называют причинно-следственной диаграммой или диаграммой рыбьей кости).
По сути, диаграмма Исикавы – это график, работа с которым строится на нескольких этапах. Так, определяются причины и факторы, влияющие на результат, затем они систематизируются по смысловым разделам, оцениваются и приоритизируются. Далее полученная структура анализируется, причины, на которые нельзя повлиять, отсекаются, и в работу берутся только те, что имеют наибольшее значение, и те, на которые можно повлиять.
Пример диаграммы Исикавы:
Для поиска причин, оказывающих наибольшее воздействие на проблему, рекомендуется использовать метод мозгового штурма. А более подробно познакомиться с самой диаграммой и принципами работы с ней вы можете здесь.
И напоследок мы познакомим вас еще с одним эффективным методом, с помощью которого можно более четко формулировать проблемы. Называется он бритвой Оккама.
8
Бритва Оккама
Бритва Оккама – это инструмент личной эффективности, созданный еще в начале 14 столетия (более подробно читайте тут), но и сегодня он остается актуален. В своей работе его применяют математики, физики, философы и даже писатели. Любой человек может смело взять на вооружение этот метод, позволяющий лучше понимать проблемы и вопросы, более эффективно принимать решения и убеждать.
Бритва Оккама берет за основу известное изречение Аристотеля: «Природа всегда идет самым коротким путем», но формулируется она несколько иначе: «То, что можно объяснить при помощи меньшего, не стоит выражать при помощи большего».
Однако не следует понимать принцип, как то, что нужно всегда быть проще. В противном случае можно достичь результатов, противоположных требуемым, нелепых и даже абсурдных. Лучше всего относительно бритвы Оккама подходят слова Эйнштейна, говорившего, что все должно приводиться к простоте, но не к примитивности.
В практической деятельности «бритва» может быть применена по-разному: во-первых, с помощью нее можно «отрезать» лишние детали при рассмотрении проблем и вопросов, а во-вторых, точно так же можно поступать и при формировании и принятии решений. Вот несколько примеров практического применения этого инструмента:
- Имея в наличии две разные теории, которые объясняют наблюдаемые явления, нужно выбирать ту, что проще. Более простая трактовка вернее всего окажется правильной, нежели сложная.
- Выбирая между несколькими решениями, руководствуйтесь правилом гармонии. Говоря проще, если у вас есть незапутанное и красивое решение, вероятнее всего именно оно будет правильным.
- Когда убеждаете людей в истинности своей точки зрения, пользуйтесь самыми простыми аргументами. Изящество и простота логических построений придадут вашим словам больше убедительности.
Когда Микеланджело спросили о том, как он создает свои потрясающие скульптуры, он сказал: «Я просто беру камень и отсекаю все лишнее». Так и вы – пользуйтесь бритвой Оккама для анализа и разрешения проблем, принятия решений, объяснения своей позиции. Но помните, что не нужно перегибать палку, чтобы не испортить красоту простоты примитивностью.
Несмотря на то, что большая часть рассмотренных нами методов анализа проблем на первый взгляд относится к областям производства и бизнеса, при умелой адаптации все они могут быть спроецированы на любую область деятельности человека, начиная планированием и постановкой целей и заканчивая обучением, самообразованием и другими вещами.
Но работа с проблемами – это лишь небольшая часть сложного процесса принятия решений как такового.
Научившись определять проблемы, интерпретировать и анализировать их, человек определенно переходит на новую ступень своего развития. Следующим же этапом станет овладение мастерством принимать именно правильные решения.
В следующем уроке мы с вами узнаем, как люди принимают решения, и какие существуют подходы к принятию решений. Мы поговорим об интуитивных и рациональных решениях, решениях, основанных на суждениях. Также мы еще раз коснемся вопроса диагностики проблем, побеседуем о релевантной информации, ограничениях и критериях принятия решений, определении, оценке и выборе альтернатив, реализации принятых решений и факторах, влияющих на принятие решений.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.
Cтатистика На весь экран
Кирилл Ногалес← Принятие решений2 Виды решений →
Виды проблем в сочинении на ЕГЭ по русскому языку
Виды проблем в сочинении на ЕГЭ по русскому языку Студенту.
рф- Все компании
- Рейтинг
- Публикации
Сколько стоит написать вашу работу?
Заполните форму и узнайте стоимость
Вид работыПоиск информацииДипломнаяВКРМагистерскаяРефератОтчет по практикеВопросыКурсовая теорияКурсовая практикаДругоеКонтрольная работаРезюмеБизнес-планДиплом MBAЭссеЗащитная речьДиссертацияТестыЗадачиДиплом техническийПлан к дипломуКонцепция к дипломуПакет для защитыСтатьиЧасть дипломаМагистерская диссертацияКандидатская диссертацияКонтактные данные — строго конфиденциальны!
Указывайте телефон без ошибок! — потребуется для входа в личный кабинет.
* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Подтверждение
Ваша заявка принята.
Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.
Ошибка оформления заказа
Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.
Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку нужно в совершенстве знать правила для решения тестовой части, а также необходимо чётко следовать заданной структуре во время написания сочинения. Для того, чтобы получить за сочинение максимальное количество первичных баллов, нужно в первую очередь определить проблему, которая ставится автором текста.
Формулирование проблемы
Прежде чем приступать к формулировке проблемы, учащийся должен понять, что вообще она из себя представляет.
Проблема является вопросом, над которым размышляет автор. При этом автор ставит проблему перед читателем текста. Сформулированная проблема определяет дальнейший вектор мышления экзаменуемого.
Проблему нужно правильно сформулировать. Для этого учащемуся необходимо внимательно и несколько раз перечитать текст. Автор в своём тексте неоднократно может останавливаться на какой-то мысли, вот на неё и нужно обратить повышенное внимание. При этом в тексте могут иметься второстепенные проблемы, которые нужно уметь отличать от первостепенной. Автор нередко задаёт риторический вопрос в тексте, либо же пытается донести какую-то мысль. Именно на это экзаменуемому нужно обратить внимание, чтобы правильно сформулировать основную проблему.
Сформулировать проблему можно по-разному. Существует несколько способов, с помощью которых это можно сделать:
- Одним из вариантов является формулирование проблемы своими словами. В этом случае выпускник в свободной форме описывает проблему, не придерживаясь каких-то конкретных рамок.

- Для формулировки проблемы можно использовать риторический вопрос. Его можно использовать вместе с каким-нибудь клише и затем уже опираться на исходный текст для дальнейших рассуждений.
- Сформулировать проблему можно также при помощи цитирования. Нередко в самом тексте содержится предложение, в котором автор затрагивает какую-либо проблему. В этом случае можно использовать прямую речь, косвенную речь, либо же вводную конструкцию, после которой идёт цитирование.
- Во время написания сочинения допустимо также ссылаться на номер предложения.
На ЕГЭ по русскому языку может встретиться любая проблема. Примерный круг проблем может выглядеть следующим образом.
Список конкретных проблем, которые могут встретиться на ЕГЭ по русскому языку выглядит следующим образом:
- Взаимоотношения между близкими людьми;
- Сохранение природы;
- Роль искусства в жизни человека;
- Человеческое счастье;
- Трудный выбор;
- Восприятие красоты;
- Духовное совершенствование человека;
- Роль чтения в жизни человека;
- Роль детства в жизни человека;
- Конфликт между отцами и детьми;
- Красота русского языка;
- Соперничество между друзьями;
- Опасность безответной любви.

Большую помощь в рамках написания сочинения могут оказать клише. С их помощью учащийся может грамотно сформулировать поставленную проблему и развить свою мысль. Есть несколько разновидностей клише, которые стоит принять во внимание:
- В своём тексте автор размышляет над проблемой…;
- Позиция автора такова, что…;
- Именно эта проблема ставится автором…;
- Внимание автора привлекла проблема…;
- В центре внимания автора текста стоит проблема.
Учащийся может самостоятельно придумать собственное клише, здесь нет каких-либо ограничений. Очень важно не злоупотреблять шаблонными речевыми конструкциями и не засорять сочинение, иначе оно потеряет свой логический смысл и не будет отражать исходное содержание текста.
Формулировать проблему лучше всего после небольшого введения. Таким образом учащемуся будет проще выстроить логическую цепочку и выразить свою мысль.
Система оценивания
Учащемуся будет полезно заглянуть на официальный сайт ФИПИ и скачать оттуда демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку.
В этом документе нужно обратить внимание на систему оценивания второй части экзамена, а точнее на таблицу.
Как видно из таблицы, в соответствии с авторской позицией можно по-разному сформулировать проблему. При этом может использоваться лексика, отличающаяся от той, которая используется в таблице.
Не лишним будет обратить внимание на критерии оценивания. Если проблема сформулирована правильно и отсутствуют фактические ошибки, связанные с её пониманием, то учащийся получает один первичный балл. При этом допускается формулировка проблемы в любой из частей сочинения.
В том случае, если учащийся не сумел сформулировать проблему, он не получает один первичный балл. Дополнительно по критериям К1-К4 экзаменуемый также не получает ни одного балла.
Вам будет интересно
Типы работ
- Диплом МВА
Магистерская
ВКР
Эссе
Диссертация
Дипломные работы
Курсовые работы
Реферат
Отчет по практике
Бизнес-план
Контрольные работы
Доп.
Образование- Обучение онлайн
Второе высшее
Бизнес-образование
Развиваем мозги
Советы студентам
- Финансовая грамотность
Работа
Жизнь студенческая
Полезности в учебе
Важно знать
Учеба
- Рейтинги Вузов России
ЕГЭ
Поступление
Сессия
Форма обучения
Практика студентов
4 основных типа проблем, с которыми вы столкнетесь в жизни, и способы их решения
Когда дело доходит до решения проблем и принятия трудных решений, люди любят планы (особенно собственные планы), поэтому они их составляют много. И поскольку им нужен идеальный план, им требуется больше данных, чтобы помочь им.
Однако это неизбежно занимает все больше и больше времени, и вместо того, чтобы принять решение, целью становится процесс принятия решения.
Могут быть исследования, слушания и дебаты, но на самом деле ничего не делается. Это может продолжаться довольно долго, в зависимости от характера решения.
.. а все потому, что всем нужен идеальный план.
«Идеального плана» не существует
Чаще всего невозможно заранее узнать результаты работы динамической системы. Так что любое действие лучше, чем бездействие; неважно, что вы делаете, важно только то, что вы делаете, чтобы учиться и двигаться вперед.
Умные лидеры знают, что для решения любой крупной проблемы нужно быстро получить обратную связь о том, было ли это решение правильным или нет. Если это не так, то они знают, как развернуться и искать другой путь.
Каждое решение влияет на следующее. Путь возникает из делания.
4 типа проблем, с которыми мы сталкиваемся ежедневно
В 1999 году, работая в IBM, парень по имени Дэйв Сноуден придумал способ смотреть на проблемы, чтобы помочь людям понять, с какими проблемами они сталкиваются и какие решение, которое они должны искать.
Он называет это структурой Cynefin (cynefin — это валлийское слово, означающее «среда обитания»), потому что вам нужно знать, где вы находитесь.
1. Простая задача
Первый тип задачи в рамках Сноудена — это простая и очевидная . Она уже решена, и на самом деле существует лучшая практика, которая работает постоянно.
Как только вы определили, что проблема проста, вы можете применить известный рецепт из своего набора приемов. Если вы играете в покер, никогда не тянитесь к внутреннему стриту. Банк не должен выдавать кредиты людям с X уровнем долговой нагрузки.
В простых задачах связь между причиной и следствием не только ясна, но и очевидна.
2. Сложная задача
Это такая задача, в которой есть известное неизвестное. Возьмем, к примеру, гигантскую нефтяную компанию: когда геологи проводят сейсморазведку, чтобы узнать, где можно пробурить нефть, они знают, что не знают ответа, но знают, как его найти.
Это домен эксперта. Убедившись, что проблема решаема, вы можете найти решение, даже если оно окажется сложным. Если вы достаточно осведомлены, вы можете понять причину и следствие.
Я всегда думаю об этом, когда привожу машину в магазин. Он издает странный звук, и я беспокоюсь. Я знаю, что не знаю, как решить эту проблему, но я знаю, что мой механик знает или может понять это.
3. Сложная задача
Третий тип задач сложный , где понять, почему то, что произошло, можно только потом. Здесь вы должны предпринять какое-то действие, чтобы увидеть, что произойдет, прежде чем действовать снова.
Большинство из нас борются со сложными проблемами. Все время. Ответы неизвестны, и все силы неизвестны. Но мы должны что-то сделать. И то, что произойдет, нас удивит.
Давайте рассмотрим историю Twitch, веб-сервиса, который позволяет людям вести трансляцию того, как они играют в видеоигры, чтобы другие люди могли наблюдать, как они это делают. Это не очевидный продукт, если не считать ретроспективы. Но Twitch — это невероятная история успеха. Amazon приобрела его за 970 миллионов долларов в 2014 году.
Первая идея продукта этой компании? Календарь, который будет интегрироваться с Gmail.
Конечно, затем Google выпустил Календарь Google. Поэтому компания решила заняться прямой трансляцией.
Один из основателей транслировал всю свою жизнь 24/7. Камера на голове и большой рюкзак с компом — постоянно в живую. Они создали невероятно быстрый сервис прямых трансляций, которым одновременно могут пользоваться множество людей. Но, как оказалось, никто не хотел смотреть этот прямой эфир.
Итак, они раскрыли идею. Может быть, люди хотели провести прямую трансляцию? Это действительно не работало на рынке, и у них заканчивались деньги. Затем они заметили, что многие люди смотрят прямые трансляции людей, играющих в видеоигры. Странно.
Но они согласились с этим, и оказалось, что есть активная аудитория фанатов и любителей игр, которые хотят посмотреть, как играют лучшие игроки. Люди могут заработать небольшое состояние, просто играя в видеоигры и транслируя их для просмотра другими.
…любое действие лучше, чем бездействие; неважно, что вы делаете, важно только то, что вы делаете, чтобы учиться и двигаться вперед.
Дж.Дж. Sutherland
CEO, Scrum Inc.
Это крайний пример решения проблемы, о существовании которой никто не знал. Но проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня в бизнесе, политике и обществе, очень сложны. Часто мы просто не знаем решения. А иногда мы даже не знаем, как подойти к решению.
Итак, что вам нужно сделать, это попробовать что-нибудь и посмотреть, что получится. Возьмите результаты этого и настройте то, что вы делаете. Затем повторите попытку. Твист снова. И пусть решение появится. Вот и все — серия небольших экспериментов за короткие промежутки времени для поиска решения сложной проблемы.
4. Хаотическая проблема
Последний тип проблемы в структуре Cynefin — хаотическая. Это по сути кризис.
Допустим, произошло цунами, или взорвалась нефтяная вышка, или восстание переросло в революцию, или произошел крах фондового рынка. Первое, что нужно сделать, это быстро принять меры и начать предпринимать шаги, чтобы сформулировать проблему, определить ее пределы, вывести ее из хаотичности в область простого комплекса.
Одним из примеров, который я использую для описания хаотической проблемы, является бунт. Однажды ночью во время «арабской весны» я оказался посреди толпы, решившей штурмовать здание парламента. Эта толпа из десятков тысяч человек, как один, двинулась к воротам парламента.
Здесь важна скорость. Откладывание решения только усугубит проблему.
Дж.Дж. Сазерленд
Генеральный директор Scrum Inc.
Затем с одной стороны раздались крики, и вся толпа пришла в хаос. Все бегали, не зная, что делать, и из одиночек превратились в толпу. Я стоял посреди всего этого с молодой американской студенткой, которую я нанял, потому что она говорила по-арабски. Я сказал ей — и скажу вам — что делать во время бунта.
Во-первых, не паникуйте. Я не могу подчеркнуть, насколько это важно. Слепой страх — вот что заставляет людей топтать и убивать. Во-вторых, найдите что-нибудь твердое, что нельзя опрокинуть, например фонарный столб.
Это странно — толпа расступится вокруг тебя, как река вокруг камня.
То, что вы сделали, это втянули хаос в комплекс. Подождите минутку. Дышать. Выясните, каковы пути отступления. Теперь у вас есть эта свобода. Вы ничего не можете сделать, когда вы просто брошенное тело, но если вы можете выбраться из шума и страха, вы можете начать придумывать план.
Здесь важна скорость. Откладывание решения только усугубит проблему. Быстрыми повторениями — пробуя что-то, наблюдая за ответом, пробуя снова — вы в конечном итоге можете добиться успеха в том, чтобы взять кризис под контроль.
Этот метод проб и ошибок может показаться пугающим в данный момент. Но это также возможность. Новые способы ведения дел будут появляться по мере того, как люди будут пытаться понять, как работать в среде, которой не существовало накануне.
Дж.Дж. Сазерленд является генеральным директором Scrum Inc. , консалтинговой и обучающей фирмы, автором « The Scrum Fieldbook» и соавтором бестселлера «Scrum: The Искусство Делать вдвое больше работы за половину времени».
Ранее он был отмеченным наградами корреспондентом и продюсером NPR. Подписаться на LinkedIn .
Не пропустите:
- У миллиардера Уоррена Баффета есть «простой» тест для принятия трудных решений — вот как он работает
- Как превратить 100 долларов в 1 миллион долларов, по мнению 9 миллионеров, добившихся успеха самостоятельно
- Миллиардер Джефф Безос: Люди, которые «во многом правы», принимают решения иначе, чем все остальные — вот как
Сазерленд. Copyright © 2019Дж.Дж. Сазерленд. Выдержки из разрешения валюты. Все права защищены.
Понравилась эта история? Подпишитесь на CNBC Make It on YouTube!
Три типа проблем и способы их решения
Питер Криппс комментарийцифровые новаторы, цифровые навыки, решение проблем, коварные проблемы
Изображение Танасиса Папазахариаса из студии PixabayМы все умеем решать проблемы. Будь то попытка найти ключи от машины, которые мы куда-то положили, когда пришли домой с работы, или попытка решить некоторые из наиболее сложных мировых проблем, таких как изменение климата, глобальные пандемии или распространение ядерного оружия.
Люди обладают уникальной способностью не только индивидуально разрабатывать способы исправления проблем, но и сотрудничать с другими, иногда на больших расстояниях, для решения серьезных проблем и, казалось бы, неразрешимых проблем. Однако многие ли из нас задумывались о том, что мы делаем, когда пытаемся решить проблему? Есть ли у нас метод решения проблем?
Как однажды сказал Альберт Эйнштейн: «Мы не можем решить наши проблемы, используя тот же тип мышления, который мы использовали, когда создавали их».
В таком случае (и кто будет спорить с Эйнштейном) было бы неплохо иметь системный подход к решению проблем.
В рамках программы повышения квалификации цифровых новаторов мы проводим некоторое время, изучая типы проблем, а также методы и инструменты, имеющиеся в нашем распоряжении для их решения. Здесь я рассмотрю технику, которую мы используем, но сначала, какие типы проблем существуют?
Как показано на этой диаграмме, проблемы можно разделить на три типа: простые, сложные и нестандартные.
3 типа проблемПростые проблемы — это проблемы, которые имеют одну причину, четко определены и имеют ясное и однозначное решение. Разработка маршрута для путешествия, например. от Бирмингема до Лендс-Энда — пример простой задачи (как и поиск потерянных ключей от машины).
Сложные проблемы обычно имеют несколько причин, их трудно понять, а их решения могут привести к другим проблемам и непредвиденным последствиям. Примером сложной проблемы является устранение заторов на дорогах в оживленном городе.![]()
Серьезные проблемы — это проблемы, которые кажутся настолько сложными, что трудно найти решение. Изменение климата является примером коварной проблемы.
Коварные проблемы подобны запутанной нити — трудно понять, за что тянуть в первую очередь. Риттель и Уэббер, сформулировавшие концепцию злонамеренных задач, определили их как имеющие следующие характеристики:
- Трудно определить проблему.
- Трудно сказать, когда проблема была решена.
- Нет однозначно правильных или неправильных решений.
- Трудно извлечь уроки из предыдущего успеха, чтобы решить проблему.
- Каждая проблема уникальна.
- Слишком много возможных решений, чтобы их перечислять и сравнивать.
Проблемы всех типов могут выиграть от системного подхода к их решению. Существует множество схем, которые можно использовать для решения проблем, но в Digital Innovators мы используем так называемый метод 4S, предложенный Гарреттом, Фелпсом и Сибони.
Метод 4S — это набор инструментов для решения проблем, состоящий из четырех повторяющихся шагов: состояние, структура, решение и продажа.
Метод 4S- Сформулируйте проблему. Это может показаться очевидным, но если вы точно не понимаете, какую проблему вы пытаетесь решить, найти решение будет очень сложно. Поэтому первый шаг — точно указать, в чем заключается проблема.
- Структурируйте проблему. Четко сформулировав суть проблемы, вы теперь знаете, насколько она сложна или даже коварна. Следующим шагом является структурирование проблемы путем разбиения ее на более мелкие и, как мы надеемся, более управляемые части, каждая из которых, как мы надеемся, может быть решена с помощью анализа.
- Решить проблему. После разбивки задачи каждую часть теперь можно решить отдельно. Авторы этого метода предлагают три основных подхода: решение проблем, основанное на гипотезах, решение проблем, основанное на проблемах, или творческий путь дизайн-мышления.

- Продать решение. Даже если вы придумаете удивительное и новаторское решение проблемы, если вы не сможете убедить других в его ценности и осуществимости, ваша удивительная идея никогда не будет реализована и о ней никогда не узнают. При продаже всегда сосредотачивайтесь на решении, а не на шагах, которые вы прошли, чтобы прийти к нему.
Как и любую технику, решению проблем можно научиться и практиковать. Даже лучшие в мире специалисты по решению проблем не обязательно умнее вас. Просто они учились и практиковали свои навыки, а затем овладевали ими посредством постоянного совершенствования.
Если вы заинтересованы в более глубоком изучении методов, обсуждаемых здесь, Digital Innovators обучат вас этим, а также другим ценным, передаваемым бизнес-навыкам, а также дадут вам возможность попрактиковаться в этих навыках в реальных проектах, предоставленных нам работодателями. . В настоящее время мы записываем студентов на нашу следующую программу, которую вы можете зарегистрировать здесь.



