Экспрессионизм: все о стиле в живописи
Уважаемые друзья, подписчики и посетители сайта!
Если вы немножко интересуетесь историей живописи, то наверняка уже заметили, что довольно часто новое направление в изобразительном искусстве развивается как бы вопреки предыдущему стилю.
Вот, например, ранее в статье я вам рассказывала, как тяжелый вычурный стиль барокко сменился игривым рококо. И это было закономерно, захотелось легкости. А вот стиль экспрессионизм не противопоставлялся никакому другому направлению.
Стиль пришел на смену постимпрессионизму, в конце 19 века, тогда новое направление в живописи увидело привлекательность и новые возможности цвета и линий. Но набрал популярность экспрессионизм только в начале 20 века, в эпоху модернизма . Первоначально он стал развиваться в Германии и Австрии, а чуть позже во Франции и других европейских странах.
А вдохновителем стиля экспрессионизм считают Винсента Ван Гога. Как же так? – скажете вы,- Ван Гог же был постимпрессионистом…. Это правда, но художники-экспрессионисты, воспользовались несколькими, как бы сейчас сказали, фишками Винсента.
На фото: известная картина «Звездная ночь» Ван Гога 1889 г и автопортрет
Например, взяли принцип упрощения перспективы, а также выражения чувств через форму мазка — все это мы видим на полотнах Ван Гога. А во время формирования нового стиля это легло в основу экспрессионизма, затем добавились некоторые черты символизма и философии.
В работах раннего экспрессионизма мы явно ощущаем ожидание катастрофы, страх и ужас. Порой это мистические образы и картины, которые не всегда были поняты публикой. Кстати, часто философский подтекст живописи экспрессионистов не понятен и современным почитателям изобразительного искусства.
На фото: выставка русских экспрессионистов в Русском музее
Поэтому наиболее популярными залами в музеях можно назвать те, где выставлены полотна импрессионистов. Что и поделать, человеческой натуре ближе позитивная живопись, наполненная светом и радостными эмоциями! Читайте также о самом популярном стиле в живописи — импрессионизме.
Название направления экспрессионизм пошло от латинского слова expressio – Выражение. И именно этот термин обозначает главную идею стиля – выразиться. Выразить свои чувства и эмоции как реакцию на события в окружающем мире. Чтобы зацепить внимание зрителя, художниками используются такие приемы, как фантазия, преувеличение, искажение реальности и примитивизм.
Так же художники-экспрессионисты применяют в своем творчестве такие выразительные средства, как характерные преувеличенные мазки, яркие оттенки и зачастую кричащий колорит. Знаменитые европейские мастера стиля экспрессионизм Эдвард Мунк, Джеймс Энсор, Франц Марк, Франк Ауэрбах, Амедео Модильяни, Эгон Шиле.
На фото: справа картина «Портрет Жанны Эбютерн в большой шляпе» Амедео Модильяни, слева вверху картина «Дома с пестрым бельем Эгон Шиле, снизу картина «Крик» Эдвард Мунк и картина «Автопортрет с масками» Эгон Шиле
Экспрессионизм в живописи отражает субъективное восприятие действительности, это как бы уход во внутренний мир художника. Согласитесь, ведь живопись – это не только передача объектов реального мира на холсте, для точного изображения существует фотография. А экспрессионизм плавно увел художников от классических канонов в живописи и позволил выражать в творчестве свои чувства.
Основные черты экспрессионизма:— Искажение пропорций предметов и фигур людей. Этим приемом достигалось усиление впечатления зрителя, притягивало взгляд и заставляло задуматься.
— Упрощения рисунка. А зачем усложнять? Ведь главное изобразить то, что чувствует художник.
— Острые контуры предметов, передающие напряжение.
— Эмоциональная глубина. Очень часто на полотнах экспрессионистов присутствуют яркие чувства: восторг, ужас, негодование, разочарование.
— Употребление ярких открытых цветов и резких контрастов.
На фото: картина «Интрига» 1890 г, Джеймс Энсор
Основные черты стиля экспрессионизм весьма формальные, похожие можно встретить и в других стилях живописи.
Также среди особенностей экспрессионизма можно назвать склонность к мистике и пессимизм. Очень часто на картинах художников того времени абсолютная безнадежность, тревога и крушение веры в лучшее. По моему мнению, это не самые лучшие черты изобразительного искусства, ведь внутренние переживания художников отображались и в их картинах.
Если вы помните, то это было время, когда закончилась Первая мировая война, время страданий, беспокойства и неуверенности в завтрашнем дне. Основной толчок в развитии экспрессионизма в Европе стала Первая мировая, в России послужил толчком для «выражения» еще и революция 1917 года, гражданская война и полная разруха. Стремительно ускорявшееся трагическое время.
На фото: Картина «Красный еврей» Марк Шагал 1915 г. в выставочном зале Русского экспрессионизма
Из русских экспрессионистов известные имена — Павел Филонов, Марк Шагал, Михаил Ларионов, Василий Кандинский, Петр Кончаловский. Искусствоведы отнесли творчество этих художников в определенное время жизни к стилю экспрессионизм.
На фото: картины Павла Филонова «Нарвские ворота» 1929 г (бумага, масло) и «Ударники», 1935 г.
На заметку: Павел Николаевич Филонов был Петербургским, а позднее Ленинградским художником, погиб от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года. Мне очень нравятся его работы сочетанием оттенков и тонкой философией в работах того периода жизни художника.
Долгое время живопись экспрессионистов была очень спорной. Напряженные эмоции, чаще всего, не слишком позитивные, цветовые контрасты, которые тоже вызывали напряжение восприятия – часто становились объектом критики.
А в Германии сороковых годов прошлого века картины художников-экспрессионистов были названы дегенеративными и подлежали уничтожению. Художники-экспрессионисты покинули страну и рассеялись по странам Европы.
В этот период непризнания и откровенных гонений о стиле экспрессионизм не принято было говорить. В течение нескольких последующих десятилетий только отдельные художники работали в рамках стиля экспрессионизм.
Например, австрийский художник Оскар Кокошка, представлял на выставках свои работы в 1950-1960 годах. Получил Премию Эразма в 1960 году за вклад в европейскую культуру. Кстати, в том же году Марк Шагал также получил эту премию. А в год смерти художника в 1980 году, правительство Австрии учредила Премию Оскара Кокошки ( Oskar-Kokoschka-Preis), это крупнейшая австрийская награда в области современного искусства.
На фото: Картины «Two Nudes (Lovers)» («Двое обнаженных» ) 1913 г и «Alice in Wonderland» («Алиса в стране чудес») 1942 г.
Как часто бывает, у художественного стиля существуют отдельные направления, которые сохраняют какие-либо черты, но привносят свои идеи. Например, в живописи В. Кандинского и Ф. Марка мы уже не видим ярких сюжетов тревоги, страха и одиночества человека, но они тоже относятся к экспрессионизму. Но согласитесь, во многом они близки к абстракции или примитивизму.
Экспрессионизм в картинах: вверху картины Василия Кандинского, внизу картина Франка Марка
Но, несмотря на всю необычность экспрессионизма, этот стиль оказал громадное влияние на развитие живописи, и впоследствии из него родился новый стиль — неоэкспрессионизм. Это произошло в 80-х годах прошлого века и стало возрождением стиля в несколько измененном виде.
Как вы думаете, а где временные границы стиля экспрессионизм? Как ни странно, но у него их нет! Предназначение стиля в первую очередь – выражение внутреннего мира и состояния художника… а значит, в прямом смысле слова, отменяются и границы времени!
Можно смело сказать, что экспрессионизм самая глубинная сфера в изобразительном искусстве, это то, что интересовало художников и отображалось в тот или иной момент жизни. Стиль экспрессионизм не однозначен и вне зависимости от времени и эпохи, мы можем проследить начало проявления стиля и в работах старых мастеров!
Например, в некоторых картинах испанского живописца Эль Греко. Он был настолько индивидуален, что не относился ни к одной традиционной школе того времени. Глядя на картины Эль Греко, трудно представить, что они написаны во времена Ренессанса, в 16- 17 веке!
Тем не менее, выражали свои эмоции на холстах и в те времена и в наши….. во все времена! Они писались скорее для себя, чем на заказ, открытой публике не демонстрировались. Да и понятно почему…. 300 лет назад подробные картины были еще менее понятны, чем сегодня, и скоее пугали, а значит и критиковались.
На фото: картины Эль Греко, год …. ? Искаженные фигуры, тяжелое мрачное небо и человек, который держит его, чтобы оно не опустилось тяжелым грузом.
Замечу, что трактовать картины в стиле экспрессионизм можно по разному, так как он широко глубинный. У каждого смотрящего будет свое восприятие, а значит и собственная трактовка произведения.
В наше время мы можем наблюдать современный экспрессионизм в виде различных направлений. Например, некоторые его черты имеются в абстракционизме, примитивизме и стиле фентези. Многие художники пишут картины в современном экспрессионизме, в том числе и России.
Яркие, сочные цвета, легкая искаженность рисунка и некая привлекательность присутствует несомненно в работах современных художников. Как это выглядит, смотрите в примерах на фото внизу.
Современный экспрессионизм
Чем хорош экспрессионизм и почему он так популярен среди современных художников? Прежде всего, тем, что этот стиль дает возможность художнику не заботиться о правильности рисунка, соблюдении классических канонов живописи. Только чувства, только вдохновение, только свобода! Кстати, Как и чем живет современный художник, дополнительно читайте в статье-рассуждении.
Для начинающих и художников-самоучек в этом особенные преимущества данного направления. Ведь тогда позволительно написать картину «чувствами» и сказать, что я — экспрессионист. Причем в стиле экспрессионизм можно написать и пейзаж, и натюрморт. Другими словами, любой жанр живописи может послужить основой для «выражения чувств» и самовыражения творческого Я.
Видео- урок: декор старого комода в газетно-винтажном стиле, с цветочной композицией в стиле экспрессионизм
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множество других статей в интернете, сохраните ее в закладках. Она всегда будет под рукой, если вы захотите к ней вернуться!
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Бинарный урок на тему «Музыка рисует, а картина звучит»
- Кошечкина Татьяна Ивановна, преподаватель
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (3 МБ)
Цель урока:
- Показать тесную взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, обращая внимание детей на то, что музыка может рисовать, а картина — звучать;
- развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности и живописи в образном выражении состояний души человека.
- Развитие музыкальных и творческих способностей детей;
- Воспитание любви к различным видам искусства.
Задачи урока:
- Развитие творческого воображения и творческих способностей учащихся;
- Совершенствование эстетического вкуса;
- Формирование эмоционально-образного мышления и умение слушать музыку в процессе созерцания художественного и музыкального произведения искусства;
- Формирование у детей навыков передачи своих впечатлений об окружающей действительности с помощью различных видов искусства, умения анализировать и высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений.
Используемое оборудование: компьютер, проектор для мультимедийных слайдов, музыкальный центр, фортепиано.
Оборудование для учеников: мольберты, бумага, краски, кисти, баночка для воды.
Для создания яркого образа, для передачи настроения композиторы и художники используют особые средства выразительности. Средствами музыкальной выразительности являются: мелодия, лад, тембр, регистр, динамика, динамические оттенки.
Средства художественной выразительности: цвет, тон, контур, цветовые сочетания. Как вы заметили, музыкальные и изобразительные краски имеют сходства.
Глядя на картины, благодаря внутреннему слуху, мы можем слушать живопись. А обладая внутренним зрением, каждый человек способен мысленно, внутри себя видеть то, чего в данный момент глазами он не видит. Поэтому, если внимательно вслушаться в звучащую музыку, то с помощью внутреннего зрения в нашем воображении могут возникнуть какие-либо живописные образы, картины природы, эмоциональные впечатления, соответствующие характеру музыки. Музыка рисует разные картины жизни, у неё есть свои краски: они не красные и синие, а особенные, музыкальные: регистровые, динамические, тембровые, темповые. И всё же они бывают, похожи на краски изобразительные. Мы не только видим, но и слышим густые и светлые, прозрачные; яркие и приглушенные; тревожные и спокойные; жесткие и мягкие, ласковые тоны. Поэтому, внимательно вслушиваясь в музыку, мы можем нарисовать картину.
Во второй половине XIX века во французской живописи сложилось направление, названное художественной критикой “Импрессионизм” (от французского слова impression – впечатление). Художники этого направления стремились передать в своих произведениях мимолетные впечатления от реально существующего мира, пользуясь художественными средствами, создавая иллюзию света и воздуха, используя широкие мазки и цвет во всей его чистоте.
Импрессионисты перестали делить предметы на главные и второстепенные. Отныне на картинах появились стога сена, куст сирени, движение толпы, городские здания.
У истоков создания этого направления стояли французские художники К.Моне, К. Писсарро, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега.Это направление в живописи перешло и в музыку. Яркими представителями этого направления являются французские композиторы Клод Дебюсси и Морис Равель.
Французский композитор, дирижер и пианист Клод Дебюсси был выдающимся мастером звуковой живописи. Он писал множество картин для симфонического оркестра, фортепиано и голоса.
Современник Клода Дебюсси — Морис Равель – французский композитор, импрессионист. Он очень любил литературу, живопись и музыку разных народов. Всю свою жизнь композитор разрабатывал мотивы любимой им Испании.
Художники-импрессионисты пользовались чистым цветом, стараясь не смешивать краски на палитре и не добавлять чёрных и серых тонов. Из-за своеобразной живописной манеры, поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей, зыбкой, благодаря чему им удавалось передать блеск солнечных лучей, рябь на воде, улыбку, мелькнувшую на губах человека.
Звучание музыки иногда может вызывать в нашем воображении удивительные образы. Но внимательно и сосредоточенно всматриваясь в произведения изобразительного искусства, мы нередко можем своим внутренним слухом услышать ту или иную музыку.
Красок музыка полна
И живёт во всех она.
Кто рисует всё в себе,
Кто рисует на холсте, —
Но везде пусть вашей кистью
Управляют чувства,
Как внутри, так и вовне.
Экспрессионизм | Определение, характеристики, артисты, музыка, театр, кино и факты
Эдвард Мунк: Крик
Все медиа
- Похожие исполнители:
- Винсент Ван Гог Оскар Кокошка Эдвард Мунк Август Стриндберг Альбан Берг
Просмотреть весь связанный контент →
Экспрессионизм , художественный стиль, в котором художник стремится изобразить не объективную реальность, а скорее субъективные эмоции и реакции, которые объекты и события вызывают у человека. Художник достигает этой цели посредством искажения, преувеличения, примитивизма и фантазии, а также посредством яркого, резкого, насильственного или динамичного применения формальных элементов. В более широком смысле экспрессионизм — одно из основных течений в искусстве конца 19 века.го и начала 20 веков, и его качества в высшей степени субъективного, личного, спонтанного самовыражения типичны для широкого круга современных художников и художественных направлений. Экспрессионизм также можно рассматривать как постоянную тенденцию в германском и скандинавском искусстве, по крайней мере, европейского Средневековья, особенно во времена социальных изменений или духовного кризиса, и в этом смысле он образует обратную сторону рационалистических и классицистических тенденций Италии и более поздних времен. Франции.
Эдвард Мунк Крик , объяснение
Посмотреть все видео к этой статьеВ частности, экспрессионизм как отдельный стиль или движение относится к ряду немецких художников, а также австрийских, французских и русских художников, которые стали активными в предшествующие годы. Первой мировой войны и оставался таковым на протяжении большей части межвоенного периода.
Корни немецкой экспрессионистской школы лежат в работах Винсента Ван Гога, Эдварда Мунка и Джеймса Энсора, каждый из которых в период 1885–1900 гг. развил очень индивидуальный стиль живописи. Эти художники использовали выразительные возможности цвета и линии, чтобы исследовать драматические и эмоциональные темы, чтобы передать качества страха, ужаса и гротеска или просто восславить природу с галлюцинаторной интенсивностью. Они отошли от буквального представления природы, чтобы выразить более субъективные взгляды или состояния ума.
Вторая и основная волна экспрессионизма началась примерно в 1905 году, когда группа немецких художников во главе с Эрнстом Людвигом Кирхнером сформировала свободную ассоциацию под названием Die Brücke («Мост»). В группу входили Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуф и Фриц Блейл. Эти художники восстали против того, что они считали поверхностным натурализмом академического импрессионизма. Они хотели наполнить немецкое искусство духовной энергией, которой, как им казалось, ему не хватало, и они стремились сделать это посредством элементарного, очень личного и спонтанного выражения. К первоначальным членам Die Brücke вскоре присоединились немцы Эмиль Нольде, Макс Пехштейн и Отто Мюллер. На экспрессионистов оказали влияние их предшественники 1890-х годов, а также интересовались африканской резьбой по дереву и работами таких североевропейских художников средневековья и эпохи Возрождения, как Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд и Альбрехт Альтдорфер. Они также знали о неоимпрессионизме, фовизме и других недавних движениях.
Викторина «Британника»
Окончательная викторина по искусству
Немецкие экспрессионисты вскоре разработали стиль, отличающийся резкостью, смелостью и визуальной интенсивностью. Они использовали неровные, искаженные линии; грубая, быстрая манера письма; и резкие цвета для изображения городских уличных сцен и других современных сюжетов в многолюдных, взволнованных композициях, отличающихся своей нестабильностью и эмоционально заряженной атмосферой.
Многие из их произведений выражают разочарование, тревогу, отвращение, недовольство, насилие и вообще какое-то неистовое напряжение чувства в ответ на уродство, грубую пошлость, возможности и противоречия, которые они усматривали в современной жизни. Гравюры на дереве с их толстыми зубчатыми линиями и резкими тональными контрастами были одним из излюбленных средств массовой информации немецких экспрессионистов.Работы художников Die Brücke стимулировали экспрессионизм в других частях Европы. Оскар Кокошка и Эгон Шиле из Австрии переняли их мучительную манеру письма и угловатые линии, а Жорж Руо и Хаим Сутин во Франции разработали стили живописи, отмеченные интенсивным эмоциональным выражением и насильственным искажением фигуративного предмета. Художник Макс Бекманн, график Кете Кольвиц и скульпторы Эрнст Барлах и Вильгельм Лембрук, все из Германии, также работали в экспрессионистских режимах. Художников, принадлежащих к группе, известной как Der Blaue Reiter («Синий всадник»), иногда считают экспрессионистами, хотя их искусство, как правило, лиричное и абстрактное, менее эмоционально эмоциональное, более гармоничное и больше связанное с формальными и живописными проблемами, чем с этим.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчасЭкспрессионизм был доминирующим стилем в Германии сразу после Первой мировой войны, где он соответствовал послевоенной атмосфере цинизма, отчуждения и разочарования. Некоторые из более поздних практиков движения, такие как Джордж Гросс и Отто Дикс, разработали более острую, социально критическую смесь экспрессионизма и реализма, известную как Neue Sachlichkeit («Новая объективность»). Как видно из таких ярлыков, как абстрактный экспрессионизм и неоэкспрессионизм, спонтанные, инстинктивные и высокоэмоциональные качества экспрессионизма были разделены несколькими последующими художественными движениями 20-го века.
Абстрактный экспрессионизм | Определение, история, факты и художники
Аршил Горки: Печень — это петушиный гребень
Все СМИ
- Дата:
- 1945 — 1960
- Похожие исполнители:
- Джексон Поллок Виллем де Кунинг Норман Льюис Элейн де Кунинг Джоан Митчелл
Просмотреть весь связанный контент →
Абстрактный экспрессионизм , широкое течение в американской живописи, зародившееся в конце 1940-х годов и ставшее доминирующим течением в западной живописи в 1950-х годах. Самыми выдающимися американскими художниками-абстрактными экспрессионистами были Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Франц Клайн и Марк Ротко. Среди других были Джоан Митчелл, Клиффорд Стилл, Филип Гастон, Хелен Франкенталер, Барнетт Ньюман, Адольф Готлиб, Роберт Мазервелл, Ли Краснер, Брэдли Уокер Томлин, Уильям Базиотес, Эд Рейнхардт, Ричард Пусетт-Дарт, Элейн де Кунинг и Джек Творков. Большинство из этих художников работали, жили или выставлялись в Нью-Йорке.
Хотя это общепринятое обозначение, абстрактный экспрессионизм не является точным описанием работ, созданных этими художниками. Действительно, движение включало в себя множество различных живописных стилей, различающихся как по технике, так и по качеству выражения. Несмотря на это разнообразие, картины абстрактного экспрессионизма имеют несколько общих характеристик. Они часто используют степени абстракции; т. е. они изображают формы нереалистично или, в крайнем случае, формы, не взятые из видимого мира (непредметные). Они подчеркивают свободное, спонтанное и личное эмоциональное выражение, и они проявляют значительную свободу техники и исполнения для достижения этой цели, уделяя особое внимание использованию изменчивого физического характера краски для пробуждения выразительных качеств (например, чувственности, динамизма). , насилие, тайна, лиризм). Они демонстрируют аналогичный акцент на неизученном и интуитивном применении этой краски в форме психической импровизации, похожей на автоматизм сюрреалистов, с аналогичным намерением выразить силу творческого бессознательного в искусстве. В них проявляется отказ от условно структурированной композиции, построенной из дискретных и разделяемых элементов, и замена их единым единым недифференцированным полем, сетью или иным образом, существующим в неструктурированном пространстве. И, наконец, картины заполняют большие полотна, чтобы придать вышеупомянутым визуальным эффектам одновременно монументальность и захватывающую силу.
Викторина «Британника»
Какой художник? Часть вторая, викторина
У ранних абстрактных экспрессионистов было два заметных предшественника: Аршил Горки, который рисовал наводящие на размышления биоморфные формы, используя свободную, деликатно линейную и жидкую краску; и Ханс Хофманн, который использовал динамичную и сильно текстурированную манеру письма в абстрактных, но традиционно составленных работах. Другим важным влиянием на зарождающийся абстрактный экспрессионизм было прибытие на американские берега в конце 19-го века.30-х и начале 40-х годов множество сюрреалистов и других важных европейских художников-авангардистов, бежавших из Европы, где господствовали нацисты. Такие художники сильно стимулировали местных художников Нью-Йорка и дали им более близкое представление об авангарде европейской живописи. Считается, что само движение абстрактного экспрессионизма началось с картин, написанных Джексоном Поллоком и Виллемом де Кунингом в конце 1940-х и начале 50-х годов.
Несмотря на разнообразие движения абстрактного экспрессионизма, можно выделить три основных подхода. Один из них, живопись действия, характеризуется свободным, быстрым, динамичным или насильственным обращением с краской в виде широких или резких мазков, а также в техниках, частично продиктованных случайностью, таких как капание или проливание краски прямо на холст. Поллок сначала практиковал живопись действия, капая коммерческими красками на необработанный холст, чтобы создать сложные и запутанные мотки краски в захватывающие и наводящие на размышления линейные узоры. Де Кунинг использовал чрезвычайно энергичные и выразительные мазки для создания богато окрашенных и текстурированных изображений. Клайн использовал мощные, размашистые черные мазки на белом холсте, чтобы создать резко монументальные формы.
Золотая середина абстрактного экспрессионизма представлена несколькими разнообразными стилями, от более лиричных, тонких образов и плавных форм в картинах Гастона и Франкенталера до более четко структурированных, убедительных, почти каллиграфических картин Мазервелла и Готлиба.
Третий и наименее эмоционально выразительный подход был у Ротко, Ньюмана и Рейнхардта. Эти художники использовали большие площади или поля плоского цвета и тонкую прозрачную краску для достижения спокойных, тонких, почти медитативных эффектов. Выдающимся художником цветового поля был Ротко, большинство работ которого состоят из крупномасштабных комбинаций однотонных прямоугольных областей с мягкими краями, которые имеют тенденцию мерцать и резонировать.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.